С чем сравнить микролитражку Toyota iQ? С чем вообще можно сравнить машину, чтобы аналогия нашла отклик у любого россиянина? Может быть с типовой жилплощадью? Почему бы и нет — ведь большинство наших граждан-горожан живут в серийных многоэтажках.
Это просто: например, для малолитражек можно легко провести параллель с «однушками». В этом случае модели класса «лоу-кост» и «эконом» — это «хрущевки», а компактные машины подороже, с опциями, которые чаще встречаются на «старшеклассниках» – однокомнатные квартиры в панельных кооперативных домах или в новостройках повышенной комфортности.
Дальше по аналогии: гольф-класс — двухкомнатные квартиры, семейные седаны – «трешки», минивэны – многокомнатные квартиры, микроавтобусы – коммуналки, а трамваи, троллейбусы и автобусы с метро и электричками – конечно, «общаги».
Для экзотики в этой классификации тоже есть место. Например, премиальные лимузины и штучные спорткары сами напрашиваются на сравнение с дорогими частными коттеджами из ближайшего пригорода, а советские автомобильные раритеты вроде «ушастого» «Запорожца» или «Москвича-401» можно приравнять к «развалюхам», которые чудом уцелели в черте города.
А как же «Ай-Кью«? Он не вписывается ни в советскую, ни в постсоветскую типовую жилплощадь, да и на индивидуальный проект российского архитектора не тянет — слишком скромно. Зато для этого автомобиля есть яркий «компактный» образ на стыке двух культур – микролитражка напоминает мичуринский гибрид между «совковой» квартирой гостиничного типа и номером-«синглом» в одной из суперсовременных гостиниц токийского района небоскребов Синдзюку. От первой японской микролитражке досталось ощущение хоть и маленького, но, все же, собственного пространства, а от второго – творческий подход к планировке, современный «ремонт» и гаджеты.
Общая площадь «Ай-кью» — пять квадратных метров (2985 миллиметров в длину на 1680 миллиметров в ширину), жилая – 2,2 «квадрата» (салон iQ: 1435 миллиметров в длину и 1515 миллиметров в ширину). Это в шесть раз меньше, чем полагалось человеку по советскому жилищному кодексу. Но в автомобилестроении действуют другие стандарты, особенно, когда машину проектируют инженеры Toyota: у них на двух «квадратах» могут разместиться три взрослых человека (два спереди и один сзади), плюс, на месте за водителем, – ребенок, домашний питомец или сумка. По крайней мере, так утверждает пресс-релиз.
И действительно: справа в iQ удобно и переднему, и заднему пассажиру – чтобы освободить место японские конструкторы «удалили» из передней панели перчаточный ящик. А вот за водителем «под метр девяносто» не сможет усесться даже дошкольник, так как полностью отодвинутое назад переднее кресло упирается в нижнюю подушку заднего дивана. Поэтому насчет ребенка пиарщики «Тойоты» погорячились — это место подойдет только для небольшой собаки, кошки или пары пакетов из супермаркета.
Интерьер «Ай-Кью» скучным не назовешь. Создавая центральную консоль дизайнеры вдохновлялись морской фауной, а дорого выглядящий фактурный пластик своим рисунком напоминает растительные волокна. Претензий к эргономике iQ почти нет, как, впрочем, почти нет и кнопок на центральной консоли. Единственное исключение — перегруженная мультифункциональная ручка климат-контроля.
Минус — научится пользоваться музыкальной системой с помощью всего одного крохотного джойстика на руле методом «тыка» практически невозможно — без инструкции не обойтись.
Но все равно, усилия, которые приложили японцы для того, чтобы у трехметрового «Ай-Кью» был полноценный трехместный салон, заслуживают уважения. Чего стоит хотя бы асимметричная передняя панель, ради которой пришлось не только отказаться от перчаточного ящика, но и придумать новую схему прокладки воздуховодов климат-контроля и жгутов электропроводки. Вдобавок инженеры «Тойоты» сделали для iQ уникальный блок климатической установки, который на 20 процентов компактнее, чем у «одноклассников».
Естественно, место в салоне пришлось экономить не только за счет оптимизации интерьера — Toyota iQ почти целиком соткана из необычных технических идей и решений, которые редко встретишь на компактных автомобилях. А если и встретишь, то не в таких количествах. Например, рулевая рейка у «Ай-Кью» приподнята по высоте, поэтому коробка передач и двигатель фактически находятся под ней.
А саму коробку передач японцы развернули дифференциалом вперед, благодаря чему переднюю ось удалось подвинуть еще на несколько сантиметров ближе к переднему бамперу. Здесь же стоит упомянуть плоский бензобак толщиной 120 миллиметров (половина листа формата А4), расположенный под передним левым сиденьем.
Эта картинка наглядно демонстрирует большую часть «ноу-хау», использованных для оптимизации компоновки кузова iQ. Обратите внимание на компактную конструкцию рулевой рейки и развернутую дифференциалом вперед коробку передач.
В результате, даже несмотря на крошечную — двухметровую колесную базу, iQ производит впечатление просторного автомобиля. А если на водительском месте не оглядываться назад, то возникает ощущение, что за спиной находится полноценный салон пятидверного хэтчбека.
На эту иллюзию работают не только пространственные «ноу-хау»: конструкторы «Тойоты» «поиграли» и с габаритами iQ. Например, у микролитражки достаточно высокий потолок (1500 миллиметров). К тому же «Ай-кью» широкий – он всего на два миллиметра уже «старшеклассника» Volkswagen Polo (1682 миллиметра). Салон кажется просторным еще и из-за лобового стекла, которое благодаря вынесенным чуть ли не за переднюю ось стойкам воспринимается громадным.
Правда, за отказ от привычных пропорций пришлось расплачиваться несколько утилитарным обликом — красивым трехметровый кузов-коробочку назвать сложно. К тому же, у микролитражки «взрослые» литые диски с размерностью 175/60R16, которые несмотря очевидные эстетические достоинства не добавляют облику «Ай-кью» гармонии из-за своих внушительных размеров.
Большие и тяжелые колеса являются еще и главной причиной всех неудобств при езде на iQ. Потряхивание и громкие стуки под днищем – обычное дело при преодолении даже таких относительно небольших препятствий, как мостовые стыки или глубоко утопленные в асфальт канализационные люки. Источником этого «аккомпанемента» служат большие неподрессоренные массы, а также непосредственная близость этих масс к водителю. По сути, он сидит почти над задней осью, и при этом его пятки находятся всего в нескольких сантиметрах от левой передней колесной арки.
Маленький, но безопасный — это все про Toyota iQ. Во-первых, микролитражка буквально напичкана подушками безопасности: их в машине девять, включая две раскрывающиеся за задними сиденьями, которые защищают головы пассажиров от удара о заднюю дверь. Во-вторых, в кузов «Ай-Кью» интегрирован каркас Multiple Load Path, перераспределяющий ударные нагрузки так, чтобы максимально защитить пассажирскую «капсулу» от деформации.
В третьих, у японской микролитражки солидный список электронных систем активной безопасности, который включает в себя и ABS, и систему стабилизации, и антипробуксовочную систему. Причем, высокий уровень безопасности iQ подтверждены и краш-тестами: на испытаниях EuroNCAP хэтчбек заработал пять звезд.
В остальном особых претензий к поведению «Ай-Кью» на дороге нет (конечно, с учетом оговорок, касающихся короткой базы и высокого центра тяжести этого автомобиля). Наоборот, iQ может доставить своему владельцу много радостных мгновений на извилистой загородной трассе. Да и в городском потоке небольшая масса, жесткая подвеска и информативное рулевое управление провоцируют водителя на «подвиги».
К тому же, 100-сильная бензиновая «четверка» объемом 1,3 литра и вариатор с шестью «виртуальными» передачами азартно разгоняют микролитражку на городских скоростях. Но вот на крейсерских скоростях «Ай-Кью» ускоряется уже с трудом. Да и по паспортным данным микролитражке до спортивных рекордов далеко – разгон до «сотни» занимает больше 11 секунд.
Другие двигатели и варианты трансмиссии у «Ай-Кью» есть, но не в России. У нас трехместный (по факту) автомобиль без багажника предлагается только в одной — топовой — комплектации и, похоже, позиционируется как экзотика пополам с премиумом. Иначе объяснить цену, по которой предлагается этот автомобиль отечественным покупателям, нельзя – за 777 тысяч 777 рублей сейчас можно купить европейский хэтчбек гольф-класса в хорошей комплектации.
В России iQ можно купить только в одной, топовой, комплектации «Престиж». Это означает, что в «базу» уже входит многофункциональный руль, климат-контроль, полный набор систем активной и пассивной безопасности, аудиосистема и система бесключевого доступа и запуска двигателя Smart Entry & Push Start.
В качестве опции для «Ай-Кью» можно заказать один из восьми наборов наклеек на кузов, которые специально для «Тойоты» нарисовали восемь российских дизайн-бюро. Например, наша тестовая микролитражка в боевой раскраске от Mainstreamers. А полный каталог «татуировок» для iQ можно посмотреть здесь .
С одной стороны — обидно. Ведь в Европе эта микролитражка доступна еще с двумя моторами: с бензиновым трехцилиндровым объемом 1 литр и мощностью 70 «лошадей», и с 90-сильным дизелем объемом 1,4 литра. Плюс, покупатели могут выбирать из шестиступенчатой «механики» и более простого вариатора с пятью виртуальными передачами. Со слабыми двигателями и «механикой» «Ай-Кью» был бы ощутимо дешевле, да и экономичнее – на нашем тесте топовый 100-сильный агрегат при агрессивной езде по городу расходовал около 9 литров бензина на «сотню».
С другой стороны, хорошо, что в Россию маркетологи «Тойоты» решили привезти топовый агрегат объемом 1,3 литра – с 70-сильным мотором от японской микролитражки было бы гораздо меньше положительных эмоций.
Квадратный метр в «Ай-Кью» пока стоит дешевле, чем в элитных московских квартирах, однако премиальные (или околопремиальные) микролитражки в России пока не самый выгодный объект для инвестиций – расходы на содержание компактного автомобиля не сильно отличаются от стоимости владения полноразмерным седаном или кроссовером. К тому же, габариты автомобиля даже во многих крупных российских городах пока еще не играют критической роли при поиске места для парковки. Все-таки, у нас обеспеченность населения легковым транспортом (Москва, скорее, исключение) пока в несколько раз меньше, чем в той же Западной Европе. Именно поэтому Россия и считается лишь «перспективным рынком» по мнению большинства глобальных автопроизводителей.
К тому же, из-за полного отсутствия багажника практичность покупки такого автомобиля стремиться к нулю, а следовательно молодым семейным автомобилистам и автомобилисткам, которым хочется приобрести компактный и выделяющийся из потока автомобиль, решится на такую покупку будет сложно. Поэтому в качестве первой и единственной машины «Ай-Кью» вряд ли будут покупать.
Выходит, что потенциальных покупателей у «Ай-Кью» в России не так уж и много. В лучшем случае, японская микролитражка станет вторым или третьим автомобилем в обеспеченной семье. В Москве такие машины можно было бы закупать для прокатных контор в расчете на европейцев, которые привыкли к компактным автомобилям у себя дома.
На худой конец японской микролитражке подойдет роль промо-автомобиля, обклеенного пестрой рекламой какого-нибудь энергетического напитка. Подобные машины в маркетинге называют «ай-стоппер» — с английского языка это выражение можно перевести, как «приманка для глаз».
А значит, на российском рынке интеллектуальный потенциал, вложенный в создание этого автомобиля с говорящим именем iQ, в ближайшее время вряд ли будет востребован.
Длина, мм | 2985 |
Ширина, мм | 1680 |
Высота, мм | 1500 |
Колесная база, мм | 2000 |
Снаряженная масса, кг | 1030 |
Объем двигателя, см3 | 1329 |
Мощность, лошадиных сил/об-мин | 98/6000 |
Крутящий момент, Нм/об-мин | 123/4400 |
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с | 11,6 |
Максимальная скорость, километров в час | 170 |
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км | 5,1 |
Источник: auto.lenta.ru
Фото Ленты.Ру