В марте с конвейера волжского автозавода сошла двухмиллионная Lada 4X4. В от уже 36 лет легендарная «Нива» стоит на конвейере и, судя по всему, вскорости покидать его не собирается.
Впрочем, «Нивой» этот автомобиль называть нельзя уже давно. С того самого момента, когда в рамках совместного производства с конвейера АвтоВАЗа стала сходить «Шеви-Нива». Родоначальнику же класса внедорожников с несущим кузовом, одному из самых покупаемых отечественных автомобилей за рубежом (в свое время он поставлялся аж в 110 стран), триумфатору нескольких престижных ралли-рейдов на сегодняшний день осталась лишь «формула» 4Х4. Бренд продан. Обидно…
Тем не менее до сих пор Lada 4×4 — один из самых востребованных автомобилей. В регионах на него по-прежнему огромные очереди, и даже в Тольятти, где нам в рамках нашего пробега по автозаводам центральной части России предложили пройти тест-драйв модернизированной машины. У НТЦ нас ждали два автомобиля. С виду близнецы-братья, только один из них в максимально модернизированном варианте, второй же из тех, которые еще можно встретить в продаже. Обмен рукопожатиями с инженерами, и нам предлагают занять место в одном из автомобилей, правда, пока на заднем ряду. Лихо срываемся с места, и вот мы уже мчим в сторону от города. В машине на удивление тихо. Несмотря на то, что при обгонах скорость порой доходила до 120 км/ч, ни посторонние вибрации, ни резонансные шумы нам не досаждают. И самое главное, в машине можно совершенно свободно разговаривать не повышая голоса. Пока мчим по шоссе, слушаем рассказ Михаила Ледяева, инженера-конструктора бюро испытаний полноприводных автомобилей, о том, что на сегодняшний день удалось изменить в машине, дабы повысить ее потребительские свойства. В первую очередь были модернизированы основные, крупные узлы автомобиля, включая двигатель, сцепление, трансмиссию, тормоза, рулевое управление и интерьер. На 40% снизилось усилие на педали сцепления. Улучшенный демпфер сцепления исключил вибрации при начале движения и переключении передач. Теперь нет шума муфты сцепления. Также на акустическом комфорте положительно сказалось ужесточение техтребований к изготовлению карданных валов (снизились шумы и вибрации от трансмиссии), внедрение виброгасителя позволило более чем на 10% снизить общие шумы и вибрации, передаваемые на кузов. Введен новый вакуумный усилитель тормозов увеличенной размерности — с 8 до 9 дюймов, применен новый главный тормозной цилиндр диаметром 22,22 мм вместо 20,64; следствием модернизации стала надежность и долговечность тормозной системы, увеличился пробег до смены тормозных колодок. Увеличена размерность амортизаторов, проведена оптимизация длины и характеристик демпфирования, что позволило увеличить динамическую энергоемкость подвески, ход подвески со 150 до 170 мм, существенно снизить эффект галопирования автомобиля, увеличить ресурс амортизаторов. Да много всего было сделано, если расписывать все подробно, то и всего журнала не хватит. Но главной особенностью модернизированного внедорожника стало применение ШРУСов вместо карданных передач. В итоге мы несемся по шоссе наравне с Granta, Largus, Priora, коих в Самарской области превеликое множество, и очень комфортно себя чувствуем.
Но вот водитель притормаживает, и мы сворачиваем с шоссе. Дальше нас ждет то, что в России зовется проселочной дорогой, а за рубежом — бездорожьем. Говорят, на заводе ходит такая шутка: когда зарубежные представители выражают свое недоумение по поводу того, что максимальная скорость Lada 4×4 ограничена 137 км/ч, заводчане гордо отвечают: «Зато везде!» Преувеличивают, конечно, немного, но заявляем вам без лукавства: так быстро на серийных внедорожниках по убитому проселку мы еще не ездили. И это на машине, одометр которой показывал всего 370 км пробега от роду. Мы не ехали, мы летели от кочки до кочки и, пожалуй, первый раз в жизни не пожалели о том, что были пристегнуты — в противном случае крыша автомобиля приобрела бы несколько иную форму. Но вот дорога кончилась, и, практически не сбавляя ходу, мы ринулись вглубь кустарника, в буквальном смысле оставляя за собой просеку. Еще немного экстрима, и мы на краю обрыва. К Волге ведет крутой спуск, градусов под сорок. Машины сюда явно не суются, и лишь следы от квадроциклов говорят о том, что техника здесь все же ходит. Вот где не помешала бы система помощи при спуске с горы. Впрочем, как выяснилось, нужды в ней нет. Водитель-испытатель переводит рычаг раздаточной коробки в режим понижающей передачи, первая, вот мы уже медленно, без задействования педали тормоза, спускаемся с горы. Торможения двигателем и раздаткой вполне хватает, чтобы автомобиль не сорвался и его не унесло под откос. Впечатляет. Однако еще больше нас впечатлило, когда автомобиль точно так же, но уже без работы педалью газа на холостых оборотах, сам забрался обратно. И это при четверых пассажирах! Водителю лишь вначале потребовалось дать машине небольшой импульс, слегка увеличив обороты, после чего она на холостых заползла в горку. Все, терпеть больше нет сил, прошусь за руль. Честное слово, последний раз я так безбашенно, будучи абсолютно уверен в отсутствии неприятных последствий, ездил за рулем компьютерного симулятора. Причем физическая модель происходящего там была намного реалистичнее. Здесь же полное отречение от реальности. Нет, «живые» машины так ездить не умеют! Они просто не могут! В конце концов, должно же что-то сломаться или отвалиться! В итоге сломалось. После одного из прыжков стрелка датчика температуры двигателя упала и воспрянула духом после того как разъем с блока двигателя воткнули обратно.
Прыжок с отрывом всех колес для серийной машины совершенно не критичен. Фото: Игорь Кузнецов
Всего-навсего вместо карданов появились шрусы, а автомобиль не узнать. Особенно актуально это решение при езде по асфальту. Фото: Игорь Кузнецов
А еще во время теста был снесен номерной знак. Причина в том, что его нижний край выступает за бампер и при движении задним ходом по буеракам играет роль скрепера. Кстати, при, казалось бы, пустяковой доработке, а именно перенесении точек крепления чуть выше, эта проблема решается раз и навсегда. Ан нет. При столь масштабной модернизации до такой мелочи у технологов руки не доходят, хотя об этом уже лет десять твердят как обычные потребители, так и инженеры-испытатели. Странно, не правда ли?
Впрочем, это, скорее всего, объясняется тем, что время от времени Lada 4×4 хотят снять с производства, однако народная любовь и огромный спрос на машину, стоимость которой ненамного выше, чем у хорошего квадроцикла, не дают этого сделать по экономическим показателям. Зачем резать курицу, несущую золотые яйца?
На обратном пути пересаживаемся в машину, не прошедшую модернизацию, то есть на карданах вместо ШРУСов. Как можно было на этом ездить? Шум, гам, зудящий под ногами пол. Все это уже из прошлой жизни Lada 4×4, а в настоящей — катафорезный грунт и окраска металликами с гарантией на сквозную коррозию до 6 лет. Дальше небольшой фейслифт, а также новые двигатели и обновленная задняя подвеска. С последними двумя нам тоже удалось познакомиться и даже поездить на автомобиленосителе, но по этическим соображениям пока об этом рассказать не можем. Слово дали. Нам же в ответ пообещали, что как только новая машина будет доведена до ума, нас обязательно пригласят на тест. Ждем встречи с нетерпением! И думаем, состоится она в ближайшее время.
Любим — Не любим
НАКОНЕЦ
С этого года все кузова Lada 4×4 красятся по новой технологии позволяющей говорить о их хорошей коррозионной стойкости.
ЗНАКОМО
Панель приборов пока не изменилась, а вот щиток приборов уже намного современней. Однако перемены грядут.
ВСКОРЕ
Пока кроме увеличенных габаритных огней хвастать нечем, впрочем, не за горами ДХО.
Достоинства и недостатки
+ Исключительная проходимость, тяговитый двигатель, внятные тормоза, отсутствие вибрации от раздаточной коробки, увеличенная гарантия на кузов от сквозной коррозии.
— Чрезмерно легкое рулевое управление.
Вердикт
Несмотря на свой солидный по автомобильным меркам возраст, Lada 4X4 даже до модернизации могла дать фору многим современным внедорожникам, а уж сегодня, после того как она прошла солидную модернизацию, равных ей по проходимости среди средних внедорожников не так уж и много.
ВОЖДЕНИЕ
По проходимости вне дорог этому автомобилю конкурентов найдется не много. Да и на шоссе теперь машина стала куда комфортней. Разве что руль излишне легок.
САЛОН
Пока изменений в нем не много, а посему он мало чем отличается от машин предыдущих лет выпуска.
КОМФОРТ
Отсутствие вибраций и шума очень сильно сказалось на комфорте как водителя, так и пассажиров.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Пока, кроме ABS и ремней, похвастать нечем.
ЦЕНА
Вне конкуренции.
Технические характеристики
Габариты 3740x1680x1640 мм
База 2200 мм
Снаряженная масса 1285 кг
Полная масса 1610 кг
Клиренс 220 мм
Объем багажника 265/585 л
Объем топливного бака 42 л
Двигатель бензиновый., 4 цилиндр., 1690 см3, 83/5000 л.с./мин-1, 129/4000 Нм/мин-1
Трансмиссия мех., 5-ступ., привод полный
Динамика 142 км/ч; 17до 100 км/ч
Расход топлива в 10,8 л на 100 км
смешанном цикле
Конкуренты прямых, учитывая стоимость автомобиля, нет
Источник: www.5koleso.ru Автор: Олег Калаушин Фото: Игорь Кузнецов