В середине марта в Греции состоялась презентация обновленных Skoda Fabia и Skoda Roomster. Казалось бы, работой такую поездку сложно назвать. Больше похоже на отпуск: нужно прилететь в Афины и покататься в течение дня на чешских малолитражках по побережью Эгейского моря. Но журналисты готовились к этому тесту скрепя сердце.
Дело в том, что количество модификаций у «Фабии» зашкаливает. Помимо обычного хэтчбека, есть универсал Fabia Combi, а также универсал повышенной проходимости Fabia Combi Scout, к которому после рестайлинга добавилась «вседорожная» версия хэтчбека — Fabia Scout.
Вдобавок, благодаря тесным родственным связям с «Фабией» под это же обновление попал и компактвэн Skoda Roomster, да не один, а вместе с модификацией Roomster Scout. Всего семь машин, которые надо сфотографировать за один световой день, причем желательно не на замусоренной обочине, а в каком-нибудь живописном месте. От чего загрустить было. Однако в ходе тест-драйва выяснилось, что новая «Фабия» вполне годится на роль пилюли от меланхолии.
Рестайлинг Skoda Fabia и Skoda Roomster радикальным не назовешь — дизайнеры ограничились новыми передним бампером, фальш-решеткой радиатора и фарами. Пресс-релиз утверждает, что теперь в передней части обоих автомобилей появилась новая горизонтальная линия, которая делает машину визуально ниже, и, как следствие, динамичнее. Хотя высота обоих автомобилей осталась прежней — 1498 и 1607 миллиметров, соответственно.
У «Скаутов» передний обвес отлит из черного некрашеного пластика, и поэтому изменения в облике этих автомобилей бросаются в глаза меньше, чем у «гражданских» версий. Но они все равно будут привлекать внимание окружающих на российских дорогах благодаря экзотической внешности.
Действительно, дизайнеры нарисовали на «морде» «Фабии» заметную грань в верхней части обвеса, и с ней облик машины стал агрессивнее. Но это нюансы, которые можно разглядеть, только если специально задаться такой целью.
Если же такую задачу перед собой не ставить, то обновленные Skoda Fabia и Skoda Roomster кажутся просто «посвежевшими». Дизайнеры в Младо-Болеславе, работая над этим обновлением, скорее всего рассчитывали именно на такой эффект.
После рестайлинга рейлинги устанавливаются не только на новую модификацию Skoda Fabia Scout, но и на обычную «Фабию». Такое обновление наверняка понравиться российским дачникам. У предыдущего поколения эта опция была доступна лишь при покупке универсала.
Интерьер предпоследних поколений «Фабии» и «Румстера» (Skoda Roomster получил переднюю часть салона от компактного хэтчбека) без преувеличения можно было назвать эталоном, к которому стоило стремиться другим автопроизводителям в сегменте «В». Функциональный и одновременно ненавязчивый дизайн передней панели, мягкий пластик, большие кнопки управления аудиосистемой, ручки регулировки климатической системы без малейшего намека на люфт и удобные кресла с отличной боковой поддержкой — из Skoda Fabia не хотелось выходить на улицу, особенно московской зимой.
После рестайлинга ощущение уюта в салоне малолитражки сохранилось, но при этом интерьер кажется «взрослее»: появились новые накладки «под хром», подсветка приборной доски поменяла фирменный «шкодовский» зеленый цвет на бледно-голубой (как у нового «Гольфа«), а на центральной консоли разместился цветной пятидюймовый сенсорный экран навигационной системы, который будет доступен в качестве опции. Правда на российском рынке «Фабии» с навигацией предлагаться пока не будут.
После обновления базовая комплектация «Фабии» Classic «похудела». В нее больше не входит ABS и подушка безопасности переднего пассажира и две боковые подушки. Водительская подушка по прежнему включена в «базу» вместе с регулируемой по высоте и вылету рулевой колонкой.
А вот новый многофункциональный руль на российских машинах будет. У дорестайлинговых малолитражек кнопки управления аудиосистемой устанавливались на специальном подрулевом рычажке, а у новых «Фабий» и «Румстеров» они, как и у больших «Шкод», разместились на ступице.
Еще одно новшество – Mobil Device Interface (MDI). Это коробочка, к которой можно подключить iPod или iPhone, либо любое другое устройство для хранения музыки с такими распространенными типами разъемов как USB, мини-USB или простой «джек». Место для MDI нашлось на полочке под нижним перчаточным ящиком (у «Фабии» их два).
Все. На этом рассказ об обновленных чешских малолитражках можно было бы закончить. Потому что главные «бомбы» рестайлинга Fabia и Roomster — два новых бензиновых 1,2-литровых двигателя с турбонаддувом мощностью 86 и 105 лошадиных сил, два турбодизеля мощностью 90 и 105 лошадиных сил и роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями DSG до России в ближайшее время не доберутся.
У нас на новые «Фабии» будут устанавливаться «дорестайлинговые» трех- и четырехцилиндровые атмосферники, которые комплектуются либо пятиступенчатой механической КПП, либо шестиступенчатым автоматом Tiptronic (с ручным режимом). Линейка двигателей и трансмиссий «Румстера», естественно, тоже не поменяется.
Однако надежда на то, что новые бензиновые моторы к нам привезут, все же есть – руководство «Шкоды» пока не приняло окончательного решения о поставках этих двигателей на российский рынок. Надежда эта, правда, слабая — даже догоняющий по цене премиальные малолитражки Volkswagen Polo комплектуется у нас только одним из двух новых 1,2-литровых двигателей — топовым 105-сильным TSI. А «Фабия» и «Румстер», которые закрывают лишь бюджетный сегмент рынка, такой дорогой агрегат вряд ли потянут. Поэтому турбодвигатель 1.2, скорее всего, будет опробован не на массовой Фабии, а на одной из «нишевых» модификаций.
Новый 105-сильный турбированный бензиновый двигатель (на тех рынках, где он продается) можно заказать в паре с роботизированной семиступенчатой коробкой передач DSG. Однако россиянам придется довольствоваться уже знакомым 1,6-литровым атмосферником мощностью 105 лошадиных сил. Помимо него, на российском рынке предлагается также 86-сильный четырехцилиндровый мотор объемом 1,4 литра, и два трехцилиндоровых мотора объемом 1,2 литра, один из которых выдает 70, а другой — 60 лошадиных сил.
Но если новые «фольксвагеновские» моторы все-таки пробьются в Россию, и «Фабии», и «Румстеру» это пойдет только на пользу. С топовым 105-сильным TSI характер у малолитражки становится гораздо ярче и веселее, чем у машины с дорестайлинговым атмосферником той же мощности.
Секрет эмоциональной составляющей прост — благодаря турбине новый движок выходит на пиковый крутящий момент в 175 Ньютон-метров уже при 1550 оборотах в минуту и держит его до 4100 оборотов. Атмосферный двигатель, наоборот, наращивает тягу постепенно, выходя на максимум в 153 Нм только к 3800 оборотам. Отсюда и разница в темпераменте.
Как обещают представители «Шкоды», на российском рынке Fabia RS будет представлена в конце лета на Московском автосалоне. У заряженной малолитражки нового поколения два кузова — хэтчбек и универсал, которые приводятся в движение 180-сильным двигателем объемом 1,4 литра с двойным наддувом. До ста километров в час обе «Эрэски» разгоняются за 7,3 секунды, а познакомиться с этими новинками мы сможем уже в мае. А вот у «Румстера» заряженной версии пока нет.
У менее мощного — 86-сильного варианта, диапазон частот вращения коленного вала, в котором движок выходит на максимальный крутящий момент 160 Ньютон-метров, уже — от 1500 до 3000 тысяч оборотов в минуту, и поэтому он справляется с 1116 килограммами «Фабии» хуже 105-сильного близнеца. Особенно на обгонах и на подъемах, которых много на прибрежных серпантинах в окрестностях Афин – для уверенного маневрирования у этого двигателя маловато запаса тяги.
Полный привод на «Фабии» и «Румстеры» не ставится — пускай российских автомобилистов не вводит в заблуждение наличие у обеих моделей модификации повышенной проходимости Scout. Причем у малолитражных «Скаутов» даже клиренс такой же, как у гражданских машин – дорожный просвет у Fabia Combi Scout больше, чем у обычного хэтчбека, всего на один миллиметр (135 миллиметров).
В результате, главное вседорожное преимущество этих версий — некрашенный обвес. Да и он повышает скорее «психологическую проходимость» чешской малолитражки — царапины на черном пластике будут видны не меньше чем, на крашеном.
Его главное преимущество перед «дорестайлинговым» 1,4-литровым атмосферным движком, на смену которому он был разработан, — топливная экономичность и экологичность. Однако выбросы СО2 у нас никто не считает, а при наших ценах на бензин экономия не так уж и важна. Особенно, если речь идет о разнице между цифрами вроде «6,5 литра на сто километров» у атмосферника и «5,2 литра на сотню» у турбомотора.
В Греции нам удалось поездить и на дизельных малолитражках, которых в России мы не увидим. Новый 90-сильный турбодизель объемом 1,6 литра порадовал не только эластичностью и паровозной тягой на низких оборотах, но и низким расходом солярки. При энергичной езде по прибрежным серпантинам аппетит «Фабии» составил всего 4,5 литра солярки на сто километров, а при движении по трассе может хватить и трех литров. За такое сочетание отличной динамики и экономичности ему можно простить и вибрацию, и узковатый диапазон рабочих частот двигателя, из-за которого приходится постоянно орудовать ручкой механической коробки передач.
Рассказывая о рестайлинговой Octavia RS, тест-драйв который состоялся в прошлом году на дорогах Венгрии, мы отметили, что инженеры решили вообще не дорабатывать шасси обновленной «Октавии». Просто потому, что сделать лучше у них вряд ли бы получилось.
При обновлении Fabia и Roomster сработал тот же принцип — принципиально настройки подвески и рулевого управления у обоих малолитражек не изменились. Причем особенно хочется отметить то, как рулится «Румстер». Во-первых, у него меньше крены за счет более широкой задней колеи — вся задняя подвеска вместе с задним модулем платформы досталась чешскому компактвэну от большой «Октавии«. Во-вторых, у «Румстера», похоже, свои настройки электроусилителя руля, благодаря которым его баранка немного тяжелее и информативнее, чем у хэтчбека.
Skoda Fabia вальяжнее, крены больше, руль легче. Но на извилистой дороге такая управляемость не «напрягает», тем более что машина выписывает кривые на извилистой дороге как по лекалу, послушно подчиняясь командам рулевого колеса.
Правда, почти эталонная управляемость досталась чешским малолитражкам не задаром — и «Румстер» и «Фабия» потряхивают водителя и пассажиров на неровностях. Зубодробительными настройки амотризаторов и пружин, конечно, не назовешь, но подвески передают на кузов полный набор мелких колебаний и вибраций, скрупулезно информируя водителя о качестве дорожного покрытия.
В общем, новая Skoda Fabia и новый «Румстер» отлично справляются с ролью антидепрессантов. Особенно на побережье Греции. Однако те рестайлинговые машины, которые будут продаваться в России, тянут только на плацебо — пустышку, из которой вынули главный действующий компонент – новую линейку бензиновых и дизельных двигателей.
С одной стороны, поводов для радости мало, но с другой — плацебо, в отличие от настоящего лекарства, лишено побочных эффектов. Например, таких, как замена топливного насоса высокого давления, не справившегося с высоким содержанием серы в российской солярке, а то и просто с водой.
Российский бензин тоже оставляет желать лучшего, и содержащиеся в нем микрочастицы, органические примеси, вода и дешевые присадки, повышающие октановое число, способны заметно уменьшить ресурс новых турбированных малообъемных движков, на которые сейчас делает ставку концерн «Фольксваген». Так что по большому счету без моторов TSI нам будет даже спокойнее.
«Румстеры» особой популярностью у отечественных автомобилистов не пользуется — за 2009 год россияне купили 742 «гражданских» компактвэна и 90 «Практиков» — развозных фургончиков на той же платформе. А вот «Фабия», наоборот, самая популярная «Шкода» на российском рынке. В прошлом году у нас было продано больше 11 тысяч чешских малолитражек.
Поэтому в Калуге с мая будут выпускаться только Skoda Fabia и Skoda Fabia Combi, а обновленная Skoda Roomster вместе с экзотическими для нашего рынка «Скаутами» и «Эрэской» будут импортироваться из Младо-Болеслава с конца лета.
К тому же, рестайлинговая Skoda Fabia – отличный антикризисный автомобиль: благодаря тому, что хэтчбеки и универсалы будут выпускаться по полному циклу в Калуге, руководство компании не стало повышать цены на обновленную модель. Вдобавок, собираемые в России «Фабии» участвуют в правительственной программе по утилизации старых автомобилей и в программе по субсидированию кредитов. А по сравнению с таким плацебо настоящие антидепрессанты отдыхают.
Длина, мм | 4000 |
Ширина, мм | 1642 |
Высота, мм | 1498 |
Колесная база, мм | 2462 |
Снаряженная масса, кг | 1116 |
Объем двигателя, см3 | 1197 |
Мощность, лошадиных сил/об-мин | 105/5000 |
Крутящий момент, Нм/об-мин | 175/1550-4100 |
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с | 10,1 |
Максимальная скорость, километров в час | 191 |
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км | 5,3 |
Длина, мм | 4214 |
Ширина, мм | 1684 |
Высота, мм | 1607 |
Колесная база, мм | 2608 |
Снаряженная масса, кг | 1221 |
Объем двигателя, см3 | 1197 |
Мощность, лошадиных сил/об-мин | 86/4800 |
Крутящий момент, Нм/об-мин | 160/1500-3500 |
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с | 12,6 |
Максимальная скорость, километров в час | 172 |
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км | 5,7 |
Источник: auto.lenta.ru
Фото Ленты.Ру и Skoda