Россияне в конце года начали активно опустошать автосалоны. Казахи и белорусы поддержали ажиотаж и приехали в Россию приобрести автомобили «подешевке». Толька за два месяца Белорусы вывезли из нашей страны более двадцати тысяч машин. Такой повышенный спрос на новые автомобили создал дефицит машин на отечественном авторынке.
Из-за снижения курса рубля автомобили стали привлекательны для жителей соседних стран: Казахстана и Белоруссии. Множество граждан рванули в соседние российские города за покупкой нового «железного друга». По информации правительства Белоруссии только в октябре-ноябре из России было вывезено 21 500 новых и поддержанных автомобилей. В итоге белорусы потратили на новые машины – 320 миллионов долларов. Агентство «Газета.ru» приводит для сравнения показатель продаж на белорусском рынке за 2013 года – 28 800 новых машин.
Схема покупки проста. Купленные в Белоруссии доллары приезжие меняли на рубль по текущему курсу валют, после чего приобретали автомобили за наличные деньги, при этом экономя по несколько тысяч долларов практически на всех моделях.
Премьер-министр Михаил Мясникович сообщил, что граждане получили хорошую выгоду. Однако это породило ажиотаж валют. В свою очередь, Национальный банк с правительством, которые должны защищать интересы своего народа, не могли не среагировать на такие действия. В отдельные дни объемы продаж валют жителям страны достигали 97 миллионов долларов в день. Для ограничения покупки валюты власти Белоруссии решили ввеси 30% налог на приобретение валюты в обменных пунктах.
Казахи, как и белорусы, также вступили в гонку за выгодой, причем покупатели из Казахстана не мелочились и приобретали сразу по несколько автомобилей на одного человека. Кроме автомобилей соседи также попутно закупались бензином, которые практически вдвое дешевле в нашей стране.
Один из экспертов из белорусского авторынка сообщил агентству «Газета.ru», что рост российских ценников новых машин снижает к нулю выгоду, которую белорусы получали при покупке автомобиля в России. Собеседник издания добавил, что повышенный спрос в последние месяцы 2014 года приведет к упадку белорусского рынка в 2015 году, поскольку планирующие приобрести новый автомобиль в новом году купили его в России в ноябре – декабре 2014 года.