Депутаты считают, что реформа техосмотра, узаконенная в 2012 году, не дала никаких результатов. Операторы ТО никакой ответственности не несут и не спешат исправно выполнять свои обязанности, что привело к повышению аварийности по причине неисправных машин на дорогах. Именно поэтому региональные чиновники решили, что контроль за ТО необходимо вновь передать другому органу управления.
Инициаторами нововведения стали депутаты Мурманской и Калиниградской областных дум. В соответствии с их предложением контроль проведения техосмотр автомобилей должен быть передан от страховых компаний специализированным фирмам. Кроме того, за отсутствие талона ТО вновь должны быть введены штрафные санкции.
Издание «Ведомости» цитирует, что диагностические карты в большинстве своем выдаются совместно с полисом обязательного страхования, на самом же деле только 20% личных транспортных средств проходит ТО.
Идейные авторы предложили передать контроль над процедурой технического осмотра транспортных средств Российскому союзу организаций по диагностике и контролю технического состояния автомобилей, лишив этих обязательств РСА. К тому же законопроект вернет штрафные санкции за отсутствие ТО для водителей: при первом нарушении – 500-800 рублей, при повторном – от 5000 рублей и до лишения водительских прав на 3 месяца.
Президент РСА Бунин Павел отмечает, что передача полномочий по аккредитации операторов ТО и контроля за их исполнением от страховщиков в другую организацию не гарантирует, что высокие требования, предусмотренные законодательством, будут обеспечены. На текущий момент процесс надлежащего исполнения этих функций уже эффективно налажен в РСА. К тому же накоплен большой опыт для дальнейшего улучшения системы ТО, и поэтому передавать эти функции новому союзу вовсе нерационально.
Генеральный директор союза «Техэксперт» Зайцев Сергей, являющийся также и инициатором подготовки нового законопроекта, уверен, что после реформы ТО, одну зону профессиональной деятельности стала контролировать другая. Зайцев добавил, что нововведение решит лишь коммерческий интерес страховщиков, у которых будут расти доходы. В свою очередь, ответственность за проведение технического осмотра и его качество будет лежать на новом союзе, в который войдут станции ТО и техники-эксперты.
Стоит отметить, что на рынке сейчас работает множество аккредитованных экспертов при лжеконторах. К тому же эти «фальш»-операторы имеют доступ к базе данных ГИБДД, а порой даже дают пароли от системы страховым компаниям. Такая хитрость позволяет агентам продавать диагностические карты по более высокой цене, чем это делают классические точки ТО. Таким образом, после введения в действие новых поправок 2012 года диагностическая карта стала обычным листком бумаги, необходимым при получении полиса ОСАГО. Такое положение дел привело к тому, что честные станции ТО, работающие по их непосредственному назначению, стали простаивать. Только за два года 25 тысяч сотрудников СТО лишились работы. В связи с этим инициаторы предложили контролировать работу союза СТО вышестоящим государственным органом. Зайцев пояснил, что государство должно следить за этим. Сейчас, видимо, этим должен заниматься Минтранс с Ространснадзором. За состоянием автомобилей и наличием талона ТО должны следить ГИБДД и Ространснадзор. Представитель последнего на запрос издания «Ведомости» ответил, что как только будет законодательство, так организация начнет действовать. Член комитета по транспорту Госдумы добавил, что к работе РСА есть множество нареканий, но врятли даже Ространснадзор сумеет решить проблему технического состояния транспорта на дорогах.
Правительство пока что не получило новый документ на рассмотрение, но представитель аппарата уверен, что идея, вероятно, будет отклонена. По его мнению, «шило на мыло» менять не надо и реформа в целом удалась.