Будучи успешным гонщиком и членом Совета директоров Laurin&Klement, он внес огромный вклад в развитие крупнейшего автопроизводителя бывшей Австро-Венгерской империи и добился выдающихся результатов в автоспорте.
«Саша Коловрат был одной из наиболее значимых фигур в автоспорте в начале двадцатого века, – отмечает Андреа Фридлова (Andrea Frydlová), руководитель музея ŠKODA в Млада-Болеславе. – Впечатляющая череда побед в престижных международных гонках и соревнованиях сыграла важную роль в развитии марки Laurin&Klement, а в дальнейшем – и бренда ŠKODA. Блестящая карьера графа Коловрата и его коллег из заводской команды Laurin&Klement нашла отражение в новой экспозиции музея ŠKODA, повествующей о 115-летней истории успеха марки из Млада-Болеслава в автоспорте».
Родом из одной из самых знатных богемских семей, граф Александр Коловрат родился в ГленРидж (штат Нью-Джерси, США), а вырос в деревне Тынец рядом с городом Клатови в Западной Богемии. Свой первый мотоцикл – одноцилиндровый Laurin&Klement – Александр получил от отца на окончание школы. Два года спустя Александр получил автомобиль Laurin&Klement.
Коловрат начал свою карьеру в автоспорте с мотоциклетных гонок. В сентябре 1906 года он завоевал первую победу в соревнованиях по подъему на холм в категории мотоциклов весом менее 65 кг, проходивших в австрийском городе-курорте Земмеринге. Здесь же год спустя он одержал триумф за рулем автомобиля Laurin&Klement. В 1908 Александр стал победителем первого сезона гонок при Збраслав-Йиловиште в категории до двух литров, а в следующем году соревновался с 102 гонщиками в ралли на приз германского принца Генриха. Граф Коловрат также сыграл решающую роль в успехе команды Laurin&Klement в сложном ралли Санкт-Петербург – Севастополь и преуспел в борьбе за кубок Карпат (1911). Александр Коловрат, получивший прозвище «граф Киловатт» за свою энергичность, был известен не только своим быстрым и безопасным стилем вождения, но и крепким телосложением. Его гоночная карьера прервалась в 1914 году с началом Первой мировой войны.
В автоспорте имя графа Коловрата наиболее часто ассоциируется с Альпийским ралли – сложной гонкой протяженностью 2 932 километра. Граф Коловрат занимал поул-позиции с первого года проведения соревнования (1910). В 1912, 1913 и 1914 годах он пересекал финишную черту без единого штрафного очка. Альпийское ралли проходило без остановок, и двигатели должны были работать постоянно. Кроме того, гонщикам отводилось определенное время для прохождения отдельных участков, и судья присутствовал в каждом болиде. Двигатель, трансмиссия и другие важные части автомобилей были опломбированы, чтобы их нельзя было заменить. Гонщикам начислялись штрафные очки за поздний финиш или опоздание на старт, а также нечестное поведение во время гонки. Александр Коловрат отлично справлялся с этими испытаниями, демонстрируя отменные навыки управления автомобилями Laurin&Klement и занимая призовые места на соревнованиях.
В 24 года гонщик и предприниматель Коловрат стал одним из членов Совета директоров Laurin&Klement, который тогда состоял из десяти человек. Он сохранил долю в компании даже после Первой мировой войны, когда уже был гражданином бывшей Чехословакии. После женитьбы на российской княгине Софии Трубецкой он завершил автоспортивную карьеру и посвятил жизнь кинематографу, работая с такими легендами, как актриса Марлен Дитрих и режиссер Майкл Кертис (известный по фильму «Касабланка»).
На пике карьеры в кинематографе сорокалетний граф Коловрат заболел раком. Он скончался в Вене 4 декабря 1927 года. В 1975 году одну из венских улиц назвали в его честь – Коловратгассе (Kolowratgasse). После смерти граф вернулся на экран в фильме Альфреда Радока «Дедушка-автомобиль», снятого в 1956 году по книге Адольфа Бранальда.
ŠKODA демонстрирует успехи в автоспорте уже на протяжении 115 лет. НарцисПодседничек положил начало истории участия компании в соревнованиях в 1901 году, приняв участие в гонке Париж-Берлин на мотоцикле Laurin&Klement. Гонщики ŠKODA завоевывали титулы и на гоночных треках, и в ралли. Среди наиболее выдающихся достижений – многократные победы в Чемпионате Европы по ралли (ERC), Азиатско-Тихоокеанском Чемпионате по ралли (APRC) и Межконтинентальном чемпионате по ралли (IRC), а также победа в Чемпионате Европы по шоссейно-кольцевым гонкам в 1981 году. Кроме того, ŠKODA – триумфатор старейшего и известнейшего автомобильного состязания в мире: болиды марки многократно побеждали в легендарном Ралли Монте-Карло, которое проводится с 1911 года.
Сегодня ŠKODA продолжает гордые гоночные традиции с автомобилем ŠKODA Fabia R5. В первом же сезоне за рулем этой модели заводская команда Понтус Тидеманд/Эмиль Аксельсон (Pontus Tidemand/Emil Axelsson) завоевала четвертый подряд чемпионский титул APRC. Fabia R5 победила ещё в пяти национальных гонках. В 2016 году гонщики заводской команды ŠKODA Понтус Тидеманд/Юнас Андерссон, Ян Копецки/Павел Дреслер (Jan Kopecký/Pavel Dresler) и Эсапекка Лаппи/Янне Ферм (Esapekka Lappi/Janne Ferm) примут участие в Чемпионате мира по ралли (WRC 2), управляя ŠKODA Fabia R5.
А прямо сейчас вы можете записаться на тест-драйв всего модельного ряда в салоне официального дилера ŠKODA АГАТ Виктория по телефону +7(8442)781-888 или на сайте www.agat-viktoria.ru.
Ждем вас по адресу пр. Ленина, 118 Б.