Автор: Роберт Есенов DRIVE.RU
Поставки кроссоверов Acura MDX из Штатов в финальной российской спецификации начнутся весной 2014 года. Чуть позже нам предложат компактный паркетник Acura RDX, а после него — седан и спорткар NSX. Какая именно четырёхдверка это будет, пока неизвестно.
Невозможно переоценить важность этого мероприятия как для организаторов, так и для журналистов. Фирма Acura впервые за свою 27-летнюю историю официально вышла на российский рынок. Её первенцем в России должен стать кроссовер MDX третьего поколения, который в Штатах выпускается с мая 2013 года. Вместо «серых» машин россияне наконец-то получили возможность купить «белые». Всё настолько серьёзно, что на презентацию в Абрау-Дюрсо приехал даже отец модели — главный инженер проекта MDX Джим Келлер. И прибыл он не только для того, чтобы рассказать о своём детище, но и для того, чтобы выслушать нас. На основании нашего впечатления после тест-драйва американцы (японцы к разработке пятидверки MDX имеют косвенное отношение) составят список позиций, которые нужно доработать до запуска автомобиля на наш рынок.
Покупателям предложат семь цветов кузова на выбор: чёрный, белый, серебристый, зелёный, вишнёвый, синий и тёмно-серый. Но с выбором колёсных дисков туго — только 19-дюймовые катки в двух вариантах дизайна.
Времени на это не так уж и много. Мы катались на предсерийных автомобилях, но в самом начале следующего года Acura вновь устроит тест-драйв, и на сей раз на полностью серийных версиях. А в продажу у нас MDX пойдёт только весной 2014-го, и поставлять его будут с завода в Алабаме. Главным конкурентом создатели большой Акуры видят Lexus RX, который на территории Соединённых Штатов всегда продавался лучше, чем MDX, а в последние годы — почти в два раза (95 381 машина против 50 854 в 2012 году). На российском рынке у «эр-икса» тоже всё хорошо: среди аналогичных по ценам и размерам конкурентов «японец» расходится лучше всех (с января по август 2013-го 4283 машины). Тем интереснее будет наблюдать за приключениями Акуры MDX у нас.
Прежний MDX оснащался ксеноновыми фарами, но нынешний получил полностью светодиодную фронтальную оптику. LED-технологию позволила улучшить освещённость в тёмное время суток на 25 м и сократить расход топлива при этом на 0,5%. В решётку радиатора и корпуса боковых зеркал могут быть встроены камеры, составляющие систему кругового обзора.
Итак, Acura MDX — полноразмерный семиместный кроссовер длиной 4936 мм, шириной 1960 и высотой 1730 мм. По габаритам MDX ощутимо больше Лексуса RX (4770 х 1885 х 1725), но слегка недотягивает до Infiniti JX35 (4989 х 1960 х 1742). Аналогичная ситуация с колёсной базой: у MDX она составляет 2818 мм, а у моделей Lexus RX и Infiniti JX35 — 2740 и 2900 мм соответственно. В Акуре нет проблем с простором на первых двух рядах — свободного места хватит всем! Но вот галёрка подойдёт или детям, или совсем субтильным взрослым: дефицит пространства ощущается как над головой, так и перед коленями. В этом плане Infiniti предпочительней: всё-таки габаритное преимущество даёт о себе знать. Зато у Акуры MDX клиренс равен 200 мм (плюс 15 мм по сравнению с американской версией), а у Лексуса RX и Infiniti JX35 — 190 и 180 мм соответственно.
Несмотря на американское происхождение и сборку, интерьер MDX собран отлично, а качество отделочных материалов находится на том же уровне, что у кроссоверов Lexus и Infiniti. К слову, в этой модели используется отделка натуральным деревом — оливковым ясенем, который поставляется в США из Испании. Расположение органов управления, диапазоны регулировок руля и кресла, читаемость приборной панели — к этому ровным счётом нет никаких претензий. Низ передней панели и сиденья по цветовой гамме могут быть также чёрными или серыми. Машины для российского рынка получат электрообогрев лобового стекла в местах покоя щёток стеклоочистителей.
Платформа у кроссовера прежняя, но серьёзно модернизирована. Схемы подвесок не изменились (McPherson спереди и многорычажка сзади), но сконструированы они заново с применением иных по настройке амортизаторов (пассивных, но с амплитудозависимой характеристикой) и пружин, которые специально для России сделали чуть жёстче. Спереди применяются модернизированные гидравлические втулки сайлент-блоков, а задняя подвеска, лишившись передних продольных рычагов, стала компактней, что позволило понизить уровень пола. Кроме того, жёсткость точек крепления подвески увеличилась на 67%, повысилась жёсткость и уменьшилась масса переднего и заднего подрамника (у него появились гидравлические втулки), а задние амортизаторы отныне крепятся к жёсткой боковине кузова, что позволило сделать настройки мягче без ущерба управляемости.
Приборная панель лаконична, борткомпьютер информативен, но вот мультимедийная система слабовата как по графике и анимации (особенно это касается верхнего восьмидюймового экрана с разрешением 800 на 480 пикселей), так и по быстродействию. Зато кнопки искать долго не нужно — они крупные и легкодоступные, управление комплексом вполне логично, а жёсткий диск насчитывает аж 100 Гб. Камеры кругового обзора можно включать по отдельности. В наиболее дорогой комплектации MDX может похвастаться 546-ваттной аудиосистемой с 12 динамиками, звучание которой настраивал Эллиот Шайнер (музыкальный продюсер, признанный эксперт в области студийной звукозаписи).
Сервисной электроники хватает: есть и подогрев руля по всей окружности, и активный круиз-контроль (работает с 35 км/ч), и системы слежения за слепыми зонами, предупреждения о фронтальном столкновении (звуковая и визуальная индикация проектором на лобовое стекло) и его предотвращения в случае бездействия водителя (автоматически задействуются тормозные механизмы). Гордость японцев — бокс-подлокотник, в недрах которого можно упрятать две бутылки с водой (по 0,6 л), пару раций, несколько небольших коробок с едой и iPad. Кнопка рядом с селектором рычага «автомата» ответственна за настройки системы IDS, отвечающей за чувствительность педали газа, уровень усилия на руле, громкость звука мотора и алгоритмы работы полного привода. Режимов работы IDS три: Comfort, Normal и Sport.
Вообще, к управляемости отнеслись серьёзно. Например, инженеры Центра исследований и разработок Honda (базируется в Огайо) значительно переделали конструкцию кузова. Пространственный каркас на 64% состоит из высокопрочных сортов стали и элементов из алюминиевого и магниевого сплава. Жёсткость на кручение в продольном направлении прибавила 12,4%, а в поперечном — 16%. Да, пришлось заменить рулевое управление с гидроусилителем аналогом с электроусилителем, но рулевая колонка и её крепления стали жёстче, а точность рулевого привода повысилась на 9%. И есть ещё один факт, который и так говорит о многом. Изначально MDX третьей генерации, похудевший на 125 кг, создавался с прицелом не только на рынок Северной Америки. Потому оттачивать ездовые навыки кроссовера его создатели отправились не на наскаровский овал, а, как и прежде, на Северную петлю.
Передние кресла комфортабельны и обладают неплохой боковой поддержкой, но я бы не отказался от менее скользкой обивки. Помимо многоступенчатого подогрева, передние кресла оснащены ещё и многоуровневой принудительной вентиляцией. Пассажирам второго ряда тоже грех жаловаться: есть обогрев дивана, продольная регулировка подушки и регулировка угла спинки, собственный блок управления климат-контролем, шторки на боковых стёклах и развлекательная система. О свободном пространстве на втором ряду и говорить нечего — его здесь в избытке.
Сиденья второго ряда сдвигаются вперёд одним движением (с помощью кнопки) и открывают широкий проход на третий ряд. Правда, даже людям среднего роста там тяжко. Чтобы хотя бы перед коленями появился зазор, нужно до конца сдвигать диван второго ряда вперёд. Развлекательная система с DVD-проигрывателем комплектуется широкоформатным экраном диагональю 16,2 дюйма и разрешением 1600 на 480 пикселей. В комплект входят беспроводные наушники и медиа-разъёмы, включая HDMI-порт.
И это чувствуется, когда представляешь себя испытателем Акуры, а серпантины между Новороссийском и Анапой принимаешь за коварную Северную петлю. Как легко и понятно мчит по дорогам не лучшего качества японский кроссовер. Lexus RX? Infiniti JX35? Да в этой дисциплине ровня Акуре MDX — лучшие европейские аналоги! На высокой скорости да в поворотах MDX слушается руля, как тигры — братьев Запашных. Двухтонный исполин отзывается на движение рулём мягко, но шустро и логично, а шасси при быстрой езде будто бы зажимается, не досаждая большими кренами. Кроссовер едет по-европейски плотно, но при этом короткоходная подвеска не позволяет колёсам терять контакт с дорогой: даже когда под колёса попадаются крупные неровности, паркетник держится за намеченную водителем траекторию.
Багажник здоровенный! Объём отделения при загрузке по линию боковых окон составляет 234–1344 л, а если грузить по крышу — от 447 до 2574 л. Погрузочная высота немаленькая, зато проём широкий, есть крючки для сеток и 12-вольтовая розетка. Запасное колесо-докатка расположено под днищем.
Под фальшполом находится ниша объёмом 51 л. Электропривод двери багажника войдёт в стандартную комплектацию.
Подробно стоит рассказать про полный привод SH-AWD, который знаком нам по седану Honda Legend. Кто бы мог подумать, что мы с лёгкостью ощутим его работу даже на сухом асфальте. Раздаточная коробка (косозубая шестерня, закреплённая на ведомой шестерне переднего дифференциала) посылает крутящий момент через карданный вал к заднему активному редуктору, а от него тяга идёт к двум электромагнитным муфтам. Каждая из них отвечает за одно из колёс сзади. Трансмиссия SH-AWD способна передавать на передок до 90% тяги, а на корму — до 70%. При этом из этих 70% крутящего момента до 100% может идти на одно из двух задних колёс. Но, как и на уроке химии в школе, практика гораздо интересней теории!
Акурам MDX для российского рынка не только перенастроили подвеску, но и доработали тормоза, после чего диаметр передних тормозных дисков увеличился на 10 мм. Про тормоза ничего конкретного сказать не можем: на тестовых машинах они были убиты серпантинами и коллегами из предыдущей группы.
В быстрых поворотах можно заправлять кроссовер в вираж одной только тягой. Чуть обозначил рулём направление, накинул дров в топку — и MDX почти без промедления уходит в лёгкий занос, добавляя на заднее внешнее колесо нужную для таких фокусов тягу. Водитель может даже протянуть кроссовер в управляемом скольжении, которое легко контролируется или рулём, или тягой. И система стабилизации даёт водителю свободу, вступая в действие только в тревожные моменты. После такого даже признанные европейские лидеры сегмента кроссоверов по части езды на асфальте кажутся слегка скучноватыми на фоне семиместной Акуры MDX, в которой всё сложнее представить домохозяйку с кучей детей. Блестяще!
Проработанная аэродинамика (улучшена на 18% по сравнению с предшественником) и достойная шумоизоляция днища и колёсных арок не прошли даром — в машине тихо даже на трёхзначных скоростях.
Не меньше поражает двуликость японского автомобиля. Мы понимаем, что быстро ездить на семейном пятиметровом паркетнике будет примерно 0,00001% владельцев, но и на скромных скоростях MDX не разочарует. С падением темпа меняется и характер — был европейский, а стал американский. В нулевом положении и на малых углах поворота рулю не хватает чувствительности, будто бы появляется люфт. Тебе уже не кажется, что управляешь собранным и юрким автомобилем — в каждом движении ощущается массивность кроссовера. На крены обращаешь больше внимания, заметней становится раскачка. Но при этом подвеска хорошо изолирует пассажиров от неприятных дорожных оказий. MDX сообщает обо всех неровностях, но этот монолог носит информативный характер. Зато крупные ямы и глубокие трещины с острыми краями отзываются небольшими толчками. Высокий уровень комфорта сохраняется и на бездорожье — по грунтовке и камням нестрашно ехать быстро.
Клиренс солидный, но геометрическая проходимость далека от идеала. Например, угол въезда равен 16 градусам, а угол съезда — 19,5. И пусть полноприводная трансмиссия быстро жонглирует тягой на осях и задних колёсах, Acura MDX не становится от этого внедорожником, что доказал коллега, с лёгкостью застрявший на дне высохшего озера.
А ездить быстро Acura умеет: 290-сильный мотор V6 3.5 с непосредственным впрыском везёт насыщенно в широком диапазоне оборотов. «Шестёрка», переваривающая бензин АИ-92, развивает 355 Н•м на 4500 об/мин, но моментом агрегат богат и на менее высоких оборотах. По ощущениям, на способностях «атмосферника» никак не сказывается количество пассажиров: он одинаково непринуждённо перемещает пятидверку в пространстве и с одним человеком в салоне, и с тремя. А ещё мотору повезло с коробкой передач. Шестиступенчатый «автомат» будто бы создавался именно под эту конкретную «шестёрку»: ладят они друг с другом так, как не снилось ни одной семейной паре! В обычном режиме автоматическая коробка более чем адекватна — меняет ступени плавно, не раздражает ранними переходами на высшие ступени и растянутой реакцией на подачу топлива. А уж если активировать спортрежим, то связь между мотором и «автоматом» становится почти прямой: сколько нажал, столько и получил.
Непьющим в окрестностях Абрау-Дюрсо тоже есть, чем заняться и на что посмотреть. Гулять и любоваться пейзажами!
Но и что нам сказать Джиму Келлеру, тоже нашлось. Единогласно я и мои коллеги главной недоработкой назвали грохот подвески при прохождении неровностей. Эти громкие металлические стуки не заметил бы только глухой человек. Выяснилось, что гремят верхние опоры амортизаторов, когда демпфирующие элементы работают на сжатие. Есть проблемы у стоек и при ходе отбоя — стоит передним колёсам провалиться в крупную яму, как раздаётся жуткий глухой удар. На мягкости подвески это не сильно сказывается, но общее ощущение от кроссовера страдает. Заявиться в премиум-сегмент с такими звуками — что надеть сандали с носками на показ мод в Милане. Засмеют! По словам главного инженера проекта MDX, инженеры Акуры займутся доработкой амортизаторов в первую очередь.
На машинах для России применены иные главная передача и карданный вал, что позволило поднять потолок максимальной скорости со 180 до 220 км/ч. В рамках тест-драйва кроссовер потреблял от 14 до 17,3 л на 100 км. Хороший результат, учитывая, что мы редко ездили быстро и по большей части по серпантинам. По крайней мере, система отключения половины цилиндров в действие вступала крайне редко.
Также жалобы поступили на мультимедийную систему. На некоторых тестовых автомобилях она глючила, но основные претензии — к комплексу в целом. Размер центрального верхнего дисплея внушительный, но графика его убивает в тебе тягу к прекрасному. Даже Кросстуру эта система чести не делает, а уж Акуре… Видно без слов, Келлер понял суть фидбека, но разобраться обещал только с багами и нерадивым переводом на русский язык с нелепыми сокращениями слов. На мой скромный взгляд, можно было бы подтянуть качество отделочных материалов, хотя оно не хуже, чем у Лексуса с Инфинити, а также придумать что-то с развлекательным центром для задних пассажиров. Для них на потолке установлен сверхширокий экран, на котором одновременно можно показывать две картинки. Но это не стереоизображение, как на дорогих Мерседесах и Ленд Роверах, а банальное разделение экрана на две половины вирутальной линией. Неудобно же.
Компания Acura и кроссовер MDX — на пороге новой вехи в своей истории. Именно полноразмерному паркетнику выпала честь заявить о японском бренде в России официально. План продаж на первый полный год — около 6000 «эм-ди-иксов».
Жаль, мы не смогли поделиться с американскими специалистами Акуры мнением о российских ценах — о них нам так и не рассказали. Но есть небольшая подсказка. В российском офисе осторожно намекнули, что сделают всё возможное, чтобы ценой MDX не пересекался с представителями немецких премиум-брендов. Для себя я понял это так: цены на семиместный паркетник Acura будут примерно заканчиваться там, где стартует прайс-лист на Mercedes ML (от 2 970 000 рублей) и BMW X5 (от 2 919 000). То есть можно ожидать, что верхняя планка Акуры MDX составит около трёх миллионов рублей. Думаю, это психологическая планка для многих клиентов. Для сравнения, самые дорогие Infiniti JX35 и Lexus RX350 оцениваются в 2 835 000 и 2 972 000 рублей. При этом российские «эм-ди-иксы» постараются изначально оснастить как можно богаче. Лишь бы до весны американцы успели разобраться с гремлинами в подвеске.
Техника
Пространственный каркас у модели MDX третьего поколения полностью новый, и в том числе благодаря ему снаряжённая масса пятидверки снизилась на 125 кг. Доля высокопрочных сортов стали и элементов из алюминиевого и магниевого сплавов в конструкции кузова доведена до 64%. Жёсткость на кручение в продольном направлении прибавила 12,4%, а в поперечном — 16%. На высокопрочную сталь приходится 59%: из неё сделаны элементы крыши, днища, дверные проёмы, усилитель задней двери. Из алюминия выполнен капот, а из магния — крепление рулевой рейки. По словам специалистов фирмы Acura, на кроссовере MDX передний дверной проём (на фотографии элемент выкрашен в жёлтый цвет) впервые в мире сделан одной деталью методом горячей штамповки. Также сообщается, что места утечки воздуха в кузове уменьшены на 65%.
Конструктивно подвески такие же, как у предшественника: стойки McPherson спереди и многорычажка сзади. Но изменения в остальном серьёзнейшие. Полностью пересмотрена геометрия, использованы перенастроенные пружины и стабилизаторы поперечной устойчивости, а вместо электронноуправляемых амортизаторов появились амплитудозависимые с двумя рабочими контурами. Помимо этого переделаны подрамники и их крепления к кузову (задние со специальным гидравлическим веществом для большей эффективности) — всё стало жёстче, а вибраций на кузов поступает теперь меньше. Инженеры также рапортуют, что уменьшилось количество точек с десяти до шести, по которым шли нагрузки от подвески к кузову. Спереди применяются кованые алюминиевые рычаги, гидравлические втулки сайлент-блоков. Более того, если раньше задняя подвеска посылала на арки колёс повышенные толчки и вибрации, то теперь нагрузки идут на жёсткую боковину каркаса кузова. Панель пола сзади удалось понизить на 46 мм за счёт отказа от переднего продольного рычага задней многорычажки. Как и прежде, рулевое управление с электроусилителем, но теперь время отклика на поворот руля сократилось на 9%, а сама конструкция стала жёстче и лучше изолирована от вибраций.
Мотор V6 3.5 Earth Dreams по сравнению с американской спецификацией слегка дефорсирован — у нас он выдаёт 290 сил и 355 Н•м вместо 294 и 362 соответственно. Но в остальном — никакой дискриминации. Алюминиевая атмосферная «шестёрка» объёмом 3471 см? оснащена непосредственным впрыском топлива и системой управления фазовращателями на впуске и высотой подъёма клапанов i-VTEC, которая работает в связке с технологией отключения половины цилиндров VCM. У мотора V6 3.5 впускной коллектор сделан из магниевого сплава, а многие элементы покрыты специальным составом, уменьшающим трение между ними. Этот же агрегат ставится на Accord, но на Акуре MDX двигателю увеличили объём масляного поддона. Прошлая Acura MDX комплектовалась более мощным двигателем V6 3.7 (305 л.с., 366 Н•м), но у нового лучше эластичность и экономичность. Последний показатель для полноприводной модификации улучшился аж на 33,3% в городском режиме. Пару «шестёрке» Earth Dreams составляет шестиступенчатый «автомат», умеющий держать текущую передачу во время поворота. А ещё с этим «автоматом» связана курьёзная ситуация. В спортрежиме коробка передач может похвастаться честным ручным режимом, но только на ступенях от второй и выше. С первого на второй диапазон «автомат» переключается сам даже в мануальном режиме, что для самих представителей Акуры явилось сюрпризом.