В 2015 году стоимость акцизов на литр автомобильного топлива класса «Евро-5» вырастит на 1 рубль. Такое решение позволит заполнить дыру в дорожных фондах, но и окажет свое влияние на розничную цену бензина. В результате бензин может вырасти в цене на 14-15%.
По данным агентства «Коммерсант», ссылающегося на источники с фондовых бирж, депутаты Государственной думы намереваются внести в законопроект о налоговом маневре в нефтяной отрасли новый поправки. Изменения в скором времени будут рассмотрены на втором чтении. Один из представителей Госдумы сообщает, что смысл нововведения в том, что пятый класс бензинового топлива получит дополнительный акциз равный 1 рубль за литр. В свою очередь Минэнерго и Минфин вряд ли поддерживают «принятое вверху» решение. Не довольны и нефтяные компании.
Напомним, власти страны начали повышать акцизы на топливо «Евро-2» и «Евро-3» уже в 2012 году. Такое поведение должно было стимулировать нефтяные отрасли на производство более качественных видов топлива: «Евро-4» и «Евро-5».
Самые крупные нефтяники быстро перешли на выпуск высокооктанового бензина. С середины 2012 года «Лукойл» полностью перешли на производство топлива «Евро-5», сэкономив тем самым почти пятьсот миллионов долларов на налогах. Таким образом, в региональных дорожных фондах, пополняемых акцизными сборами, образовалась дыра, поскольку поступления сократились. Однако правительство и нефтяники признают, что дифференциация акцизов является самым эффективным способом ускорения модернизации НПЗ.
В 2015 году начнет действовать так называемый налоговый маневр, в соответствии с которым НДПИ на нефть вырастит, что приведет к повышению внутренней стоимость нефти и нефтепродуктов. Зам. руководителя министерства финансов Шаталов Сергей добавил, что из-за этого розничная стоимость литра бензина поднимется на 1,5 рубля. Минифин согласился сделать рост более мягким.
Снижение дорожных фондов планировалось компенсировать регионам за счет применения межбюджетных трансфертов. На заседании Госсовета, прошедшем под руководством главы страны Путина В.В. в начале октября, Рустам Минниханов, занимающий должность главы Татарстана, сообщил, что эта мера не увеличит объем фонда, но сможет сохранить его в текущем объеме. На совещании также поступило предложение поднять акцизы на все виды топлива на 1 рубль, губернаторы единогласно согласились.
«Башнефть» и «Газпром нефть» собираются перейти на производство топлива «Евро-5»в 2015 году. «Роснефть» также намеревается увеличить объемы его производства. Представители нефтяных компаний считают странным выдвинутое предложение. Источник агентства «Коммерсант» сообщает, что сначала руководство страны обязало все нефтяные компании модернизировать производство, причем дело это не дешевое. А теперь решили тех, кто быстро отреагировал на их предложение, наказать, а опоздавших, напротив, поблагодарить. Отметим, что повышение акциза напрямую коснется потребителей бензинового топлива.
Нефтяные компании считают, что власти страны должны сдерживать рост цен на топливо, не перекладывая возросшую налоговую нагрузку на покупателей. В результате налоговый маневр, казалось бы направленный на стимуляцию производства качественных нефтепродуктов, снизит интерес нефтяников к модернизации. «Коммерсант» утверждает, что повышение акцизов позволит разогнать инфляцию, когда Центробанк пытается снизить ее.
Аналитики агентства «Коммерсант» посчитали, что если рост акцизов может привести к повышению цен на бензин с учетом инфляции на 14-15%.