Обычно на выездных тест-драйвах автожурналисты испытывают несколько модификаций одной модели с разными двигателями и видами трансмиссии. Однако на этот раз российское представительство «Шкоды» изменило правила игры и предложило нам протестировать фактически один двигатель, который устанавливается на несколько разных автомобилей.
Зачем? Чтобы на деле продемонстрировать достоинства первого привезенного в Россию дизеля. Речь идет от двухлитровом 140-сильном турбомоторе, а в качестве подопытных кроликов выступили все три модели, которые комплектуются этим силовым агрегатом на нашем рынке: Skoda Superb, Skoda Octavia Combi и Skoda Yeti.
140-сильный дизель занимает промежуточное положение в европейской линейке моторов на тяжелом топливе, устанавливаемых на чешские автомобили, и, видимо, поэтому стал пионером на нашем рынке. Кроме того, он существенно динамичнее базовых дизельных моторов объемом 1,6 и 1,9 литра, которые развивают по 105 лошадиных сил каждый, а также дешевле, чем топовая 170-сильная модификация двухлитрового турбомотора.
При этом рядная четверка, поставляющаяся в Россию — один из самых современных моторов в гамме дизелей концерна VW. Турбокомпрессор с самоустанавливающимися лопатками и система непосредственного впрыска топлива под высоким давлением Common Rail позволяют снимать с двух литров 140 лошадей при 4200 оборотах в минуту и 320 Ньютон-метров в диапазоне от 1750 до 2500 оборотов в минуту.
В качестве «тестовой лаборатории» выступила зимняя Чехия, и этот выбор тоже, наверное, не случаен. На родине «Шкоды» в декабре бывают и морозы, и снежные сугробы, и гололед. Особенно в горных районах, по которым был проложен наш маршрут. До сибирской зимы, конечно, таким погодным условиям далеко, но на среднюю полосу России очень похоже.
Вдобавок, нам «повезло» с погодой — во время тест-драйва дорожные службы Чехии «расхлебывали» последствия очередного снегопада, который обрушился на Центральную и Западную Европу, а по ночам столбик термометра опускался ниже 10 градусов Цельсия.
Skoda Yeti — Смелый
Мы уже много писали про вседорожник Skoda Yeti — летняя презентация в Словении, зимнее путешествие в Альпах, экспедиция на Байкал, длительный тест в Москве. Но даже если нам и доводилось поездить на дизельных модификациях, то в отчетных заметках им уделялось мало места: зачем расписывать впечатления от автомобиля, который вряд ли в ближайшее время появится у российских дилеров.
Однако руководство компании «Шкода» решило по-другому, и вот мы едем по чешскому автобану за рулем «Йети» со 140-сильным дизелем под капотом, который работает в паре с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией DSG – именно такие автомобили уже продаются в отечественных автосалонах Skoda.
На тесте в Чехии дизельный «Йети» с полным приводом и роботом DSG потреблял в смешанном режиме чуть больше семи литров солярки на сто километров. Такой расход похож на паспортные 6,8 литра топлива у переднеприводного кроссовера с базовым 1,2-литровым бензиновым двигателем.
Правда, в нашем длительном тесте «монопривод» требовал больше 10 литров 95-го на сотню, так что топливная экономичность дизельного вседорожника очевидна.
Отличия дизельного «Йети» от бензиновых версий заметны сразу — у доставшегося нам вседорожника явно жестче подвеска, и он шумноват. К тому же (и это неудивительно), на крейсерских скоростях версия со 140-сильным дизельным мотором проигрывает в динамике модификации с 1,8-литровым бензиновым турбодвигателем мощностью 160 лошадиных сил.
Зато в нижнем диапазоне оборотов 320 Ньютон-метров крутящего момента наделяют чешский кроссовер заводным темпераментом. Причем роботизированный автомат с двумя сцеплениями не чинит этому двигателю никаких препятствий, почти без задержек передавая тягу на колеса. На скользкой дороге такая агрессия чревата пробуксовкой, однако на помощь всегда готова придти муфта Haldex последнего четвертого поколения, которая подключает заднюю ось за доли секунды, и «умная» противобуксовочная система.
Но главное достоинство «Йети» с дизельным двигателем на зимней дороге — это проходимость. Большой крутящий момент в сочетании с полным приводом позволяет кроссоверу почти на холостых выезжать из сугробов и снежной каши, и легко взбираться даже на крутые обледенелые горки. На те самые, на которые обычные легковушки забираются только с разгона.
Skoda Superb — Сытый
В России представительскому седано-хэтчбеку не самый расторопный дизельный турбомотор, на первый взгляд, вроде бы ни к чему. Ведь покупатели больших дорогих машин редко считают расходы на топливо — для них важнее статус, который дают мощные, объемистые бензиновые двигатели.
Но это лишь на первый взгляд. Skoda Superb это, если так можно выразиться, «молодежный» представительский класс. Чтобы понять смысл этого термина, достаточно проехать за рулем «Суперба» хотя бы несколько километров. Удобное кресло с развитой поддержкой явно рассчитано на человека средней комплекции, а маленький, почти спортивный руль еще на парковке обещает хорошую управляемость.
Противники использования дизельных автомобилей в странах с холодным климатом справедливо жалуются на то, что зимой моторы на тяжелом топливе прогреваются дольше бензиновых, и поэтому в салоне таких машин в морозы холодно.
Однако в странах Северной и Центральной Европы дизельные машины настолько популярны благодаря своей экономичности, что водители мирятся с этим недостатком. Они либо теплее одеваются, либо заказывают автомобиль с подогревом сидений. В отличие от остальных «российских» дизельных «Шкод» у седано-хэтчбека Skoda Superb этой опцией оборудованы не только передние, но и задние кресла.
На дороге машина не обманывает этих ожиданий — информативный руль и плотная, но энергоемкая подвеска наделяют машину чуточку «хулиганским» характером. В сочетании с относительно невысокой ценой и нестандартной внешностью такой темперамент должен привлекать в первую очередь молодых людей.
Например тех, кому большой автомобиль нужен, чтобы возить большую семью. И в этом случае появившийся на российском рынке дизель — отличный выбор. Да и менеджерам корпоративных автопарков наверняка понравятся скромный аппетит дизельного «Суперба» — все-таки в смешанном режиме пятиметровый седано-хэтчбек на нашем тесте расходовал около семи литров солярки на сто километров…
Правда, динамикой эта машина не поражает — на высоких оборотах мотор быстро скисает, а на обгоны приходится идти, тщательно отсчитывая имеющиеся в наличии 140 лошадиных сил.
Octavia Combi — Быстрый
Octavia Combi – самая «живая» из трех дизельных «Шкод», которые продаются на российском рынке. Если Yeti и Superb тратят на разгон до «сотни» больше 10 секунд, то «Октавии» для этого достаточно 9,7 секунды. Разница небольшая, но она чувствуется — ускорение на крейсерских скоростях дается универсалу легче, чем кроссоверу и представительскому седано-хэтчбеку.
Однако на скользкой дороге Octavia Combi не столь азартна, как Yeti. Благодаря полному приводу при избытке тяги кроссовер начинает скользить в повороте предсказуемо — уходя на внешнюю сторону дуги обеим осями. Такое скольжение легко погасить, не дожидаясь срабатывания системы стабилизации — достаточно чуть приотпустить газ. А вот на переднеприводной «Октавии» на заснеженной трассе со скоростью лучше не перебарщивать. В противном случае системе ESP придется резко осаживать относительно легко уходящую в «разнос» корму или уплывающую наружу «морду».
К тому же, универсал дословно транслирует на пятую точку водителя всю информацию о кочках и ямах, когда автомобиль едет по плохому асфальту, который в Чехии на небольших сельских дорогах встречается достаточно часто. Даже у бензиновой модификации Combi подвеска жестче, чем у обычного хэтчбека (чтобы повысить грузоподъемность автомобиля), а для дизельной версии ее «зажали» еще сильнее. А вот Superb и Yeti гасят вертикальные вибрации гораздо лучше, особенно Superb.
И все же Octavia Combi это самый «практичный» выбор. Благодаря небольшой массе (1430 килограммов) этот автомобиль не только демонстрирует приятную динамику, но и экономно потребляет топливо — при спокойной езде расход не превышает 5,5 литра солярки на сто километров! К тому же, у него вместительный багажник — при сложенных задних сиденьях его объем составляет 1655 литров.
Универсал Octavia Combi удобен прежде всего тем, что даже в пятиместной конфигурации салона полезный объем багажника составляет внушительные 605 литров. Даже у представительского «Суперба» этот показатель меньше — 595 литров. При сложенном заднем сиденье вместимость универсала увеличивается до 1655 литров. В «Суперб» влезает еще чуть больше — на 45 литров (1700 литров), но он и длиннее почти на 30 сантиметров.
А вот «Йети» на этом фоне выглядит «бледно» — его 405 литров для большой семьи или длительной поездки будет мало. Хозяину кроссовера остается утешаться только тем, что вместимость «двухместного салона» (со сложенным задним диваном) возрастает до 1580 литров. А этого уже достаточно для перевозки большинства «бытовых грузов».
Правда, на Combi не так весело ездить по скользким дорогам, как на «Йети», и не так комфортно по плохим, как на «Супербе». Но покупатель все равно получает много дизельной машины за относительно небольшие по меркам продающихся на российском рынке автомобилей, ездящих на солярке, деньги — дизельная Octavia Combi, которая поставляется на наш рынок только с шестиступенчатым роботом и только в топовой комплектации Elegance, стоит 969 тысяч рублей.
Итоги
Появление дизельного двигателя в российской линейке моторов чешского автопроизводителя — небольшой шаг вперед в рамках отечественного авторынка (все-таки у нас автомобили массовых автопроизводителей, ездящие на тяжелом топливе, перестали быть экзотикой), и одновременно огромный шаг вперед для «Шкоды» и поклонников марки в России.
Главное, чтобы следом за 140-сильным дизельным турбомотором к нам потянулись и другие силовые агрегаты из арсенала младоболеславской компании, пополнив список возможных комбинаций двигателей и типов трансмиссий.
Дизельные «Шкоды» предлагаются на российском рынке только в топовых комплектациях: у Superb и Octavia Combi это Elegance, а у Yeti — Experience, и только с роботизированными шестиступенчатыми коробками передач DSG. Однако списки оборудования, которое входит в «базу» на этих автомобилях, различаются.
Естественно, лучше всего укомплектован «Суперб». На него без дополнительной платы устанавливаются адаптивный биксенон, подогрев всех сидений, передние кресла с памятью и задний парктроник, но при этом в списке стандартного оборудования отсутствует система стабилизации.
На Yeti система ESP устанавливается в «базе», но при этом подогрев задних сидений не доступен ни за какие деньги. Греться в такой машине можно только с помощью двухзонного климат-контроля. Оба парктроника — и передний, и задний — на кроссовер тоже придется устанавливать за отдельные деньги.
У «Октавии Комби» топовая базовая комплектация похожа на «Йети» — покупателю не придется доплачивать за магнитолу с восемью динамиками, двухзонный климат-контроль и полный электропакет. Однако есть и отличия — у универсала нет в «базе» системы стабилизации, но есть задний парктроник.
Зачем это нужно? Затем, что тогда потенциальные покупатели чешских автомобилей смогут подбирать для себя машины, которые наилучшим образом соответствуют их темпераменту, образу жизни и финансовым возможностям. Правда, о бюджетной комплектации и возможности заказать ручную коробку передач вместо дорого робота DSG для дизельной Octavia Combi пока мечтать рано. Из-за высокой стоимости дизельных автомобилей и относительно низкой цены на топливо машинам на солярке в России пока отводится роль дорогой экзотики.
Но, например, на появление дизельного универсала Superb Combi (сейчас можно заказать только с бензиновым 160-сильным турбомотором объемом 1,8 литра), который еще больше подходит для семейного пользования, чем седано-хэтчбек, надеяться уже можно. По крайней мере, помечтать точно не вредно.
Источник: auto.lenta.ru