Верховный суд РФ постановил новый порядок работы страховых компаний, согласно которому при безосновательном отказе в денежной компенсации по страховому случаю, страховщик обязан выплатить клиенту штраф. Такое нововведение получило название «надбавка за жадность». По решению суда сумма штрафа равна 50% от суммы, которую должно было получить застрахованное лицо.
По информации «Российской газеты», основной причиной нововведения стал случай кражи застрахованного автомобиля, произошедший в Санкт-Петербурге. Сотрудникам полиции найти машину не удалось. В свою очередь, страховая компания отказалась платить автовладельцу компенсацию, сославшись на то, что подпись на договоре поставлена не клиентом, а другим человеком. При выяснении обстоятельств дела была обнаружено, что в договоре действительно расписался другой человек. Клиент попросил расписаться в договоре, поскольку сам не мог сделать этого из-за больной руки. Деньги же за полис страхования он отдавал «из своего кармана», хотя для страховщиков этих аргументов не достаточно. Завершилось дело судебным разбирательством.
Верховный судья решил, что страховая компания необоснованно отказала в выплате по автострахованию. Истец при заключении договора присутствовал, со всеми пунктами был согласен. Кроме того, ранее страховая компания, не обращая внимания не «липовые» подписи, компенсировала застрахованному лицу ремонт поврежденного автомобиля. В результате суд обязал выплатить денежную компенсацию, поскольку договор не может быть признан недействительным, если подпись поставлена другим лицом по просьбе и при присутствии клиента.
Впрочем, нижестоящие суды стали на сторону страховщика, не смотря на то, что согласно закону о правах потребителей суд обязан стать на сторону клиента. Напомним, что в этом случае страховая компания должна выплатить сверх суммы еще 50% за судебные расходы, моральный ущерб и т.д.. Верховный суд постановил, что «штрафные» деньги должны быть зачислены на счет клиенту.
Нижестоящие суды же посчитали, что закон о правах потребителя не применим к страховой отрасли, поскольку это не торговля. Клиент направил кассационную жалобу в Верховный суд, который признал такой исход несостоятельным и отменил решение нижестоящего суда. Теперь осталось определиться со штрафной суммой страховой компании.