Припаркованный не вдоль, а перпендикулярно бордюру Smart недовольства со стороны жителей двора не вызывал. Машина занимала ненамного больше места, чем, скажем, правильно, но неумело припаркованная малолитражка. А вот интерес к самой машине был неподдельный. И это несмотря на то, что первый Smart появился еще в 1998 году.
С тех пор минуло 15 лет, однако лишь недавно этот автомобиль прописался в шоу-румах официальных дилеров Mercedes-Benz, да и то не у всех. Проезжая мимо одного из таких автосалонов, мы зацепились взглядом за нечто, коренным образом отличающееся от того, что стояло на площадке. А почему бы и нет?.. Пара звонков, несколько подписей — и вот мы с коллегой уже мчим по запруженным улицам в самую гущу пробок на голубеньком Smart Fortwo. Прикольно…
При острой необходимости можно припарковаться и так. Фото: Игорь Кузнецов
Приколы приколами, но Smart все же не игрушка, а полноценный автомобиль со всеми атрибутами современной четырехколесной техники, ко всему прочему щедро сдобренный разного рода опциями, позволяющими ему быть на равных среди других участников дорожного движения. Взять, к примеру, двигатель. Трехцилиндровый атмосферник (а есть еще вариант с таким же, но турбированным двигателем) не только обладает достаточной мощностью, но еще и умеет отключаться, если скорость автомобиля ниже 8 км/ч, и тут же запускаться, стоит отпустить педаль тормоза. Сия функция позволила автомобилю стать куда более экологичным, да и на экономии топлива это сказывается положительным образом. Впрочем, если вас в пробке вдруг начнут раздражать постоянные вздрагивания автомобиля от пробуждения двигателя, эту функцию можно и отключить. Кстати, у нее есть название — микрогибрид. Хотя по сути это не что иное, как более продвинутая система start/stop. И тем не менее, если на задней двери есть шильда mhd, знайте: перед вами именно такой автомобиль.
Smart Fortwo. Фото: Игорь Кузнецов
Раз уж речь зашла о двигателе, уместно вспомнить и о коробке передач. На Smart второго поколения ставят пятиступенчатую роботизированную коробку. Наверняка многие из тех, кто имел дело с роботом, сейчас скорчат постную мину. Мы тоже поначалу были не в восторге от утыканий при его переключениях, но вскоре взяли этот процесс под контроль посредством подрулевых переключателей. Последнее позволило добиться от машины и вполне приемлемой динамики, и даже некоторой плавности. И тем не менее у нас к роботу осталась одна очень большая претензия. Скорее даже не к нему, а к месту положения кулисы. Представьте себе ситуацию. Вы стоите на перекрестке в крайнем левом ряду и готовитесь повернуть налево. Движение, как всегда, плотное. Но вот образовался разрыв, которого вполне хватит, чтобы безопасно прошмыгуть. Газ в пол, руль влево, вот вы уже в начале встречной полосы, и вдруг двигатель взвывает всеми своими семью десятками сил, при этом автомобиль не ускоряется, а всего лишь заканчивает маневр посредством силы инерции. В чем причина?! Причина в том, что при динамичном левом повороте вы неминуемо отклоняетесь вправо и бедром выбиваете кулису из положения D в положение N. То есть переводите коробку в позицию, в которой двигатель не передает на нее крутящий момент, и, соответственно, остаетесь без тяги.
На неровном асфальте короткобазный автомобиль заметно козлит. Фото: Игорь Кузнецов
Именно в такой момент отчетливо вспоминаешь, что еще несколько минут назад восхищался обилием пластиковых кузовных элементов, а сейчас был бы не прочь, чтобы их место заняли бронелисты. Тем не менее особо переживать не стоит. Мы уже говорили, что Smart — это полноценный автомобиль, в связи с чем основу его силового каркаса составляет сверхвысокопрочная сталь, а в передней части кузова есть даже прогнозируемо сминаемые зоны. Плюс к тому автомобиль оборудован двумя подушками безопасности, системой стабилизации, антиблокировочной системой и системой помощи при экстренном торможении. Кстати, последняя очень даже к месту, потому как педаль тормоза на Smart очень жесткая. Привыкать к ней приходится долго.
Капот открывается довольно сложно, не каждому дастся эта премудрость. Фото: Игорь Кузнецов
А как в машине с комфортом? Скажем так: при столь короткой базе ожидать плавного хода от автомобиля просто глупо. Машинка заметно козлит даже на незначительных волнах на асфальте, а на лежачих полицейских чуть ли не отрывается от земли. Не любит Smart и трамвайные пути. Причем даже те, которые находятся с асфальтом практически вровень. И тем не менее передвигаться на нем по городу можно, а при поездках в центр и вовсе нужно. Ведь припарковать его можно где угодно и как угодно, главное, чтобы это место было отведено под парковку. А еще на нем можно лихо заруливать при перестроениях из ряда в ряд. Места-то между машинами нужно чуть ли не вдвое меньше. Да и пускают эту кроху практически всегда, стоит лишь подмигнуть поворотником. Видимо, у других участников движения этот автомобиль вызывает чуть ли не отеческие чувства. Что ж, пусть будет так, владельцам Smart это только на пользу. Главное, чтобы другие участники не были в курсе, сколько эта кроха стоит. Иначе, думаем, богатею, отдавшему за два сиденья с рулем и педалями порядка 645 000 рублей или больше, места под солнцем уже не найдется, потому как статус будет оценен совсем по-иному. Ну а пока нас «хочется обнять и заплакать», мы довольно резво пересекаем стоящий в пробках город…
В салоне не тесно, а стеклянная крыша делает его визуально еще просторнее. Фото: Игорь Кузнецов
История
Впервые Smart был представлен на Франкфуртском автосалоне в 1997 году. Позже его производство было налажено во французском городе Амбаш. В качестве силового агрегата на автомобиль устанавливался трехцилиндровый турбированный двигатель мощностью 48 л.с. В 1999 году на автомобиль стали устанавливать трехцилиндровый турбодизель с непосредственным впрыском. Нынешний Smart Fortwo являет собой автомобиль второго поколения. Помимо двухместной модели выпускалась и четырехместная модель Forfour.
Съемная пепельница напоминает магазин от автомата ППШ времен Великой Отечественной войны. Фото: Игорь Кузнецов
«Мотоциклетный» спидометр прост до безобразия, но информативен. Фото: Игорь Кузнецов
Если багажник загрузить до потолка, поместится 340 литров поклажи. Фото: Игорь Кузнецов
Smart Fortwo. Фото: Игорь Кузнецов
Любим — не любим
«Мотоциклетный» спидометр прост до безобразия, но информативен. Терпимо
Съемная пепельница напоминает магазин от автомата ППШ времен Великой Отечественной войны. Забавно
Капот открывается довольно сложно, не каждому дастся эта премудрость. Мудрено
Вождение
В городе проблем с динамикой быть не должно, впрочем, и на трассе на машине особо скучно не будет.
Салон
Несмотря на скромные габариты салона, водителю и пассажиру вполне комфортно. Да и для багажа места найдется.
Комфорт
Не терпит поперечных швов на асфальте и заметно козлит.
Безопасность
2 подушки, ABS, ESP.
Цена
Для тех, у кого этот автомобиль станет вторым в семье, а то и третьим, вполне приемлема.
Достоинства и недостатки
+ Низкий расход топлива, занимает мало места на проезжей части, удовлетворительная динамика
— Высокая цена, недостаточная шумоизоляция, козлит на неровностях, не терпит поперечных швов, нет жесткой фиксации кулисы в положении «D». жесткая педаль тормоза
Габариты 2695x1559x1565мм
База 1867 мм
Снаряженная масса 750 кг
Полная масса 1020 кг
Клиренс н.д.
Объем багажника 220–340 л
Объем топливного бака 33 л
Двигатель бензиновый, 3-цилиндр., 999 см3, 71/5800 л.с./мин-1, 92/2800 Нм/мин-1
Трансмиссия автоматическая, 5-ступенчатая, привод задний
Динамика 145 км/ч; 13,7 с до 100 км/ч
Расход топлива
(город/трасса/смешан.) 4,5/3,9/4,2 л на 100 км
Конкуренты прямых нет
Вердикт
Интерес к малолитражным автомобилям в Европе проявляют уже давно. У нас же пока на тех, кто готов отвалить за двухместную микролитражку сумму, сравнимую со стоимостью автомобиля D-сегмента, смотрят либо как на человека, которому уже совсем некуда девать деньги, либо как на неадеквата. Что ж, посмотрим, кто окажется умнее, когда цены на топливо возрастут еще в несколько раз.
Источник: www.5koleso.ru Автор: Олег Калаушин Фото: Игорь Кузнецов