Помните сказку о золотой рыбке? Старуха была несчастна, это факт. А что ей надо было для счастья? Новое корыто? Дворянство? Царские палаты? На самом деле — ни то, ни другое и не третье — ей надо было вовремя остановиться. Точно так же как надо останавливаться нам, выбирая себе автомобиль: сначала верхом роскоши казался десятилетний Volkswagen Golf, потом захотелось купить Ford Mondeo, а на финише этой гонки за ценой и размером даже Mercedes S-class становится недостаточно комфортным и престижным. Хорошо, а если остановиться, то где, на какой стадии? Чехи готовы подсказать — на новой Skoda Superb.
Предыдущий Superb был, все же, не совсем «Шкодой«. Концерн Volkswagen — владелец чешской марки — решил выпустить на рынок такую машину, скорее, для эксперимента: а есть ли желающие покупать дорогие «Шкоды» — в три раза дороже, чем Felicia? Но тратиться на эксперименты, как известно, немцы не любят. Поэтому инженерам из Млада-Болеслава в начале 2000-х дали готовый автомобиль — китайский Passat — и совсем немного денег на его превращение в Шкоду. Решетка радиатора, светотехника, шкалы приборов, обивка задней двери с нишей для зонтика — вот, собственно, и все, что смогли переделать чехи. Тем не менее, эксперимент удался — за эти несколько лет в Европе продали более 100 тысяч «Супербов». Поэтому было решено создать Superb второго поколения, причем его разработку наконец-то доверили чехам. Конечно, не с нуля — здесь используется гольфовско-пассатовская платформа — но при этом у «Суперба» появилось свое лицо, собственный стиль и даже уникальные «фишки». Главная из которых — двойная дверь Twindoor.
Кстати, я искренне думал, что большие и дорогие хэтчбеки для автопроизводителей — пройденный этап. Когда-то такие машины были очень популярны, но уже в 90-х они остались лишь у французов (у Citroen и Renault), а последние попытки создать «пятидверный бизнес-класс» (Renault Vel Satis, Opel Signum и Fiat Croma) и вовсе провалились. Поэтому теперь базовой модификацией для всех машин D- и E-класса (а грань между ними становится все прозрачнее) стал седан. Но тут Skoda вспоминает давно забытое старое… и, судя по всему, попадает в точку.
Формально — ничего нового: чехи попытались создать хэтчбек, у которого при открытии багажника не нарушается покой задних пассажиров. То же самое, например, в свое время сделали французы, расположив за пятой дверью хэтчбека Citroen XM дополнительное стекло. Но почему-то вокруг Суперба всегда собирается толпа, и все смотрят на пятую дверь. На Женевском автосалоне посетители с утра до вечера наблюдали, как Superb нажатием одной кнопки превращается из хэтчбека в седан и наоборот. И потом, во время автстрийского тест-драйва прохожие останавливались, показывали пальцем, а самые любопытные подходили и задавали вопросы. К сожалению, на немецком.
Тогда я мог ответить, разве что «нихт шпрехен». А вот теперь могу рассказать, что Twindoor — это технология и, соответственно, торговая марка, на которую Skoda получила патент. Саму дверь, которая «ломается» надвое, говорят чехи, создать было несложно. А вот с системой уплотнителей пришлось всерьез повозиться. И теперь такую дверь Шкода хочет сделать одной из визитной карточек марки — скорее всего уже в ближайшие годы она появится на других чешских автомобилях.
Если подумать, двойная дверь не только увеличила себестоимость машины — мне кажется, что именно она серьезно связала руки дизайнерам. Ведь, положа руку на сердце, нельзя новый Superb назвать по-настоящему красивым. Оригинальным — да. Солидным — да. Интересным — да. Но чтобы сохранить жесткость кузова, конструкторам пришлось сделать задние стойки очень широкими. Маркетологи, конечно, говорят, что так и было задумано. Мол, головы пассажиров теперь находятся не на виду — как в автомобилях Bentley. Пускай так, но «Супербу» при этом откровенно не хватает английской элегантности, которая есть у Bentley.
Так для чего и для кого нужен такой автомобиль? Ответ прост — у «Шкоды» теперь есть собственная аудитория. Когда-то в нее входили только люди, стремящиеся купить машину подешевле — они выбирали «Фелицию». Затем появилась Octavia — «для молодых и семейных»…
С тех пор прошло десять лет, и люди, которые ездили на тогдашних «Шкодах», выросли во всех отношениях. Теперь это не просто «молодые и семейные», а еще и успешные бизнесмены. Но не те, что при первой возможности пересаживаются на чопорные «Мерседесы«, а те, что не любят кричать о своем статусе. Те, что не стесняются носить пиджак от Армани с джинсами, купленными на лондонской распродаже. Те, что не боятся в выходные заехать в ИКЕА, привезти домой шкаф и собрать его своими руками. Все это — потенциальные покупатели Skoda Superb. В Европе. И для них, как посчитали чешские маркетологи, самое главное — как автомобиль выглядит изнутри, насколько он уютен. Поэтому больше всего сил и средств разработчики нового «Суперба» потратили на его интерьер.
И потратили, надо признать, не зря. При первом знакомстве с машиной ты буквально открываешь рот от удивления — Skoda выглядит гораздо дороже и «премиальнее» своего старшего брата — Volkswagen Passat. Здесь нигде нет жесткого гулкого пластика (а журналистские руки, как вы понимаете, щупают даже то, до чего невозможно дотянуться), приборы с почти ювелирной градуировкой, множество (но не чересчур) хромированных «акцентов» и, наконец, приятная глазу зелено-белая подсветка вместо пассатовской мертвенно-синей с красным. Шкодовцы говорят, что это «осознанный» цвет — он совпадает по оттенку с тем, что используется на эмблеме.
Skoda Superb первого поколения отличалась в первую очередь простором для задних пассажиров. У новой машины поводов для хвастовства еще больше — и двойная дверь, и мультимедийная система с 30-гигабайтным винчестером, и система адаптивного освещения, которая сужает световой пучок с ростом скорости… Но и по простору салона Skoda среди лидеров класса — ведь, несмотря на то, что по сравнению с предшественницей база уменьшилась на 4,5 сантиметра, новая компоновка с поперечным расположением двигателя позволила сохранить все «жизненное пространство». Так что сзади в «Супербе» по-прежнему просторно и вольготно, словно в удлиненном S-Классе.
А как новый автомобиль на ходу? Великолепно! Superb! Снова напрашивается сравнение с «Пассатом». Здесь та же практически идеальная немецкая эргономика с в меру жесткими и «плотными» сиденьями, те же силовые агрегаты, почти та же подвеска. Только почему-то воспринимается машина гораздо более уютной и человечной. К примеру, бензиновые двигатели с непосредственным впрыском здесь лишены пассатовского, почти дизельного звучания — чехи говорят, что серьезно над этим работали.
У «Суперба» собранная, но не жесткая подвеска — к тому же, с поразительной энергоемкостью. Отличная шумоизоляция, информативный и при этом «прозрачный», не перегруженный руль. Superb!
Двигателей для новой «Шкоды» предусмотрено пять. Открывают модельную гамму четырехцилиндровые бензиновые моторы с непосредственным впрыском и турбонаддувом (1.4 л, 125 л.с; 1,8л, 160 л.с.), а для топовой версии предлагается атмосферный V6 объемом 3,6 литра мощностью 260 лошадиных сил. Дизель объемом 1,9 литра ставится на модификацию Greenline — наиболее «экологичную» из флагманских Шкод. Мотор, который на Fabia RS развивал почти 150 сил, дефорсирован до 105, а передаточные числа в трансмиссии сделаны «длинными» — все ради снижения «аппетита» и выбросов CO2. Для любителей «позажигать» на «солярке» — двухлитровый дизель мощностью 170 лошадиных сил.
Интересно, что ни один из моторов не сочетается с традиционным «автоматом» — для «слабых» моторов (1,4 TSI и 1,9 Greenline) предусмотрена только «механика», а для мощных двигателей — еще и роботизированная коробка DSG с двумя сцеплениями (семиступенчатая для 1,8 TSI и шестиступенчатая для двухлитрового дизеля). А флагман линейки — Superb 3.6 — выпускается только с DSG и полным приводом.
В России скорее всего, самым популярным будет Superb 1,8 TSI. Этот мотор — полностью новая версия уже знакомого россиянам по Volkswagen Passat турбомотора аналогичного объема. Довольно резвый, довольно экономичный, но немного «задумчивый» на низких оборотах. Для меня гораздо интереснее было прокатиться на машине с турбированным 1,4 TSI. Казалось бы большой автомобиль вроде «Суперба» с таким двигателем будет откровенно вялым. Но нет — благодаря наддуву низкого давления машина легко разгоняется чуть ли не с холостых оборотов (конечно, есть и небольшая задумчивость и едва заметная «турбояма»), а различия с мотором 1.8, по большому счету, заметны лишь на скоростях «за сотню». А расход топлива у машины с 1.4, судя по всему, будет очень и очень приятным сюрпризом.
Что касается дизелей, то мне удалось прокатиться лишь на мощном двухлитровом «Супербе» с коробкой DSG. Традиционно для фольксвагеновских моторов, здесь довольно узкий рабочий диапазон — от двух до четырех тысяч оборотов. Но благодаря трансмиссии с двумя сцеплениями, которая незаметно и очень быстро меняет передачи, он все время держится «в тонусе» и все 170 лошадиных сил можно использовать по полной…
Российские продажи Skoda Superb второго поколения уже начались — сразу после Московского автосалона. К нам поставляются все машины, кроме Superb 1.9 Greenline — понятно, что на такие чахлые (пусть при этом они экологически чистые) «седанохэтчбеки» у нас спроса не будет.
Цены… Наверное, правильным будет сказать — интересные. С одной стороны, 790 тысяч рублей за машину с двигателем 1.4 в базовой комплектации — это больше, чем просят за Passat и намного больше, чем стоит Ford Mondeo, цены на который заметно упали с началом российской сборки. C другой стороны, у «Суперба» уже в «стандарте» есть климат-контроль, МП3-магнитола, легкосплавные диски, отсек для зонтика и, конечно, двойная задняя дверь. Ну и, наконец, кто сказал, что клиенты ИКЕА покупают дешевые вещи? Они покупают то, что им нравится и помногу. Но главное — умеют вовремя остановиться.
За несколько дней до публикации этого материала мы решили провести короткий тест-драйв «Суперба» уже здесь, в Москве.
«Седано-хэтчбек» достался нам с мотором 1.8 TSI, которому Дима чуть выше предрек судьбу самого популярного в России. Но, к сожалению, с совсем непопулярной у нас коробкой передач – шестиступенчатой механикой. Хотя в России такие машины покупать, скорее всего, будут только с «автоматом». Точнее с семиступенчатым «роботом» DSG.
Зато на тестовый автомобиль были установлены практически все доступные для «Суперба» опции, включая активные фары головного света, продвинутый мультимедийный комплекс с жестким диском и российской (!) навигацией, и даже с системой помощи при парковке Park Assist. Это, кстати, настолько занимательная штуковина, что, наверное, каждый новоявленный владелец Skoda Superb долгое время будет мучаться с выбором, чем именно похвалиться перед друзьями и знакомыми в первую очередь: тем, как машина «сама паркуется», или дверью-трансформером Twindoor.
Из обширного списка опций на нашем «Супербе» небыло только люка с электроприводом и солнечными батареями, автономного подогревателя Webasto и механических шторок на стеклах задних дверей. Но и без них цена автомобиля составила внушительные 1,112 миллиона рублей.
Кстати, про навигацию. Скажу откровенно — в том виде, в котором она поставляется сейчас, пользоваться ей не удобно. И дело не в интерфейсе – с ним то, как раз, все в порядке благодаря большому сенсорному дисплею и удобной структуре меню; а в том, что навигационная система «Суперба» не знает многие московские улицы и даже целые жилые кварталы. Не говоря уж про маленькие переулки или дворы с плотной застройкой. Так что до тех пор, пока не появятся более подробные карты, ее можно использовать лишь в качестве карты.
Зато к остальным функциям мультимедийного комплекса «Суперба» нет ни одной претензии – приятный интерфейс, встроенный жесткий диск, на который уместится внушительная музыкальная коллекция, и отличный звук! Причем наслаждаться им лучше всего с задних сидений.
Да-да! Получив «Суперб» в представительстве я первым делом полез не за руль, а назад – хотел проверить, не стал ли новый седан теснее из-за появления новой платформы со сложной задней подвеской – старая балка была компактнее.
Не стал! Места здесь по-прежнему не просто много, а ОЧЕНЬ много. По запасу места для ног сидящих сзади «Суперб» вполне может поспорить даже с удлиненной версией Mercedes S-Class — что уж говорить про обычные седаны! Даже мои любимые подставочки для ног сохранились. И зонтик в двери.
Первые впечатления после поездки на заднем сиденье «Суперба» — новый автомобиль намного комфортнее и тише своего предшественника. За исключением, пожалуй, слишком громких шин: Их гул, фактически, единственный посторонний шум, проникающий в салон автомобиля, особенно на шершавом асфальте. При этом ни мотор, ни какие-либо аэродинамические шумы внутри почти не слышны.
Да и задняя ось больше не бухает на стыках, а вибрации от мелких кочек, волн или асфальтовых трещин пассажиры вообще не ощущают: на малых ходах подвеска потрясающе комфортна. Но я бы не назвал шасси Superb вальяжным, как, например, у Toyota Camry или какого-нибудь «американца». Наоборот, подвеска кажется по-европейски собранной и плотной, но в ее настройках ощущается та самая рафинированность, которая отличает немецкий автомобиль (пусть и с чешским паспортом) от любого другого.
Сидящему за рулем почти пятиметровый «Суперб» не кажется большим – быстрые, но плавные реакции на действия рулем, отзывчивая педаль газа и великолепно настроенные тормоза, позволяющие дозировать скорость замедления с аптекарской точностью. И, конечно, отличный 160-сильный мотор, который тянет всегда и везде! Возможностей этого 1,8-литрового мотора в сочетании с честной «механикой» хватает в любой ситуации: хочет резко ускориться – пожалуйста! 250 Нм крутящего момента, доступные уже с 1500 оборотов, вытягивают полуторатонный «седано-хэтчбек» буквально с холостых и даже на шестой передаче. При этом двигатель, в отличие от других турбомоторов, не скисает с ростом оборотов, а с удовольствием выкручивается до красной зоны тахометра.
Но на «Супербе» не хочется «зажигать»… Наоборот, здесь хочется ехать размеренно и плавно, особенно если на заднем сиденье есть пассажиры. Хочется плавно трогаться, плавно, но мощно, ускоряться, и плавно тормозить. Хочется, чтобы сидящие сзади чувствовали себя уютно – точно также, как ощущает себя водитель, которого окружают красивые приборы с мягкой белой или зеленой подсветкой. Который сидит в удобных креслах с кожано-замшевой отделкой с кучей настроек. И вокруг которого мягко звучит радио «Джаз», под звуки которого так приятно любоваться видами ночной Москвы.
Длина, мм | 4838 |
Ширина, мм | 1817 |
Высота, мм | 1462 |
Колесная база, мм | 2761 |
Снаряженная масса, кг | 1454 |
Объем двигателя, см3 | 1798 |
Мощность, лошадиных сил/об-мин | 160/5000–6200 |
Крутящий момент, Нм/об-мин | 250/1500–4200 |
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с | 8,6 |
Максимальная скорость, километров в час | 220 |
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км | 7,6 |
Источник: auto.lenta.ru
Фото Ленты.Ру