Кто первый догадался класть изюм в выпечку неизвестно. Существует московская городская легенда, что этим изобретателем был булочник Филиппов, который случайно подал к столу губернатора Москвы Закревского сдобу с тараканом внутри, а затем, чтобы скрыть свою промашку, на глазах у градоначальника съел насекомое, заявив, что это изюминка.
Как бы то ни было, лично мне нравится, как сушеные сморщенные виноградины оживляют куличи, кексы и ром-бабы. А в сдобной булочке из школьного детства каждая ягода вообще была праздником, потому что попадалась редко и из-за этого казалась особенно сладкой.
По этой же причине всегда приятно, когда автопроизводитель выводит на рынок новую модификацию уже ставшего привычным автомобиля. В случае со Skoda, в сентябре у российских дилеров появятся сразу две рестайлинговые Octavia «с изюминкой» – версия RS и полноприводный покоритель грунтовок Scout. Мы успели протестировать оба этих автомобиля на дрогах общего и специального пользования в Венгрии.
Сочетание неприметной внешности и отличной динамики «Эр-эс-ки» второго поколения уже давно подметили дорожные полицейские в Великобритании, которые используют такие машины для выслеживания нарушителей скоростного режима.
Если продолжать фруктовую аналогию, то версия RS «Октавии» предыдущего поколения была самой настоящей фигой в кармане ее счастливого обладателя, которую тот мог регулярно демонстрировать соседям по транспортному потоку. Особенно, если это была машина c кузовом «универсал».
Кто мог отличить горячую «Октавию» предпоследнего поколения от обычной? Конечно, знатоки замечали иной, чем у «гражданской» версии, обвес и спойлер на задней двери, но большинство водителей вряд ли догадывались, что под капотом этой неприметной с виду машины бьют копытом 200 лошадей. И поэтому очень удивлялись, когда «серая лошадка» вдруг оказывалась победительницей в «светофорных» гонках.
Новая Octavia RS внешне уже не такая. И, в первую очередь, из-за того, что в ходе фейслифтинга сильно «мутировала» базовая модель. По-большому счету, изменились только головная оптика, капот, решетка радиатора и обвес, но этого оказалось достаточно, чтобы обновить экстерьер «Октавии» и привести его в соответствие с новым семейным обликом всех остальных «шкод«.
Так что теперь у чешского гольф-класса все по моде – и передние фары со сложным контуром, которые угнездились в новых отверстиях, прорезанных в старых крыльях, и штамповка с ребрами и выпуклыми поверхностями.
В результате, уже от «гражданской» версии ждешь гораздо большего, чем от предыдущего поколения, а «Эр-эс-ка» сразу бросается в глаза из-за хищного бампера и большой и яркой эмблемой с буквами «RS», которая красуется и на багажнике, и на решетке радиатора. Так что теперь замаскироваться под дачника, чтобы потом резко уйти в точку на горизонте, будет непросто даже на универсале.
Но хорошо, что несмотря на более актуальную внешность, Octavia RS осталась верной себе и по-прежнему живет в гармонии с окружающим миром, и не важно — приходится ей ездить по треку или по городским улицам. Похоже, инженеры просто решили не участвовать в рестайлинге, чтобы не испортить и без того отлично сбалансированный продукт.
Во-первых, неизменными остались двигатели, которые обеспечивают этому автомобилю отличную динамику в сочетании с экономичностью. Это 200-сильный бензиновый TSI объемом два литра, который разгоняет машину до «сотни» за 7,2 секунды, и такой же по литражу 170-сильный дизельный TDI, проигрывающий бензиновому движку в спринте всего 1,1 секунды. Причем TSI расходует в смешанном режиме на сто километров 7,7 литра топлива, а TDI – всего шесть.
Правда в Россию мотор, работающий на солярке, поставляться не будет – не кататься нам больше на чешском «заряженном» хэтчбеке с дизелем… Зато бензиновую «эр-эс-ку» теперь можно будет купить не только на «ручке», но и с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией DSG. А это отличная новость для большинства потенциальных покупателей Octavia RS, которые хотят ездить на своем автомобиле не только на спринты, но и на работу. Все-таки с «роботом» толкаться по пробкам гораздо комфортнее, чем с «ручкой».
К тому же в «боевом» режиме DSG держит обороты двигателя и подтыкает пониженные передачи ничуть не хуже заправского автогонщика. По крайней мере, на гоночной трассе Euroring, на которой проходил один из этапов тест-драйва, коробка «думала» явно быстрее, чем я, и не только помогала тормозить перед апексом, но и выжимала из мотора максимум «лошадей» и Ньютон-метров на выходе из поворота.
В ходе рестайлинга базовой «Октавии» в комплектации этого автомобиля появился двухзонный климат-контроль Climatronic, который оборудован датчиком, контролирующим качество воздуха на входе. «Эр-эс-ку» и «Скаут» тоже можно будет купить с этой опцией. Кроме того, «заряженную» Octavia теперь можно заказать с салоном RS Supreme, который целиком обтянут кожей и кожзамом — без тканевых вставок.
А «табун» под капотом на венгерском «Евроринге» хотелось пустить в полный опор – Octavia RS крутых виражей не боится. Опущенная на 13 миллиметров по сравнению с «гражданской» версией подвеска переварит гоночные амбиции практически любого любителя, отрабатывая повороты с минимальными кренами. Сбалансированные настройки шасси обеспечивают почти нейтральную поворачиваемость, а туговатый, но информативный руль держит машину на траектории в ежовых рукавицах.
Правда, для настоящего спорта подвеска «эр-эс-ки» все-таки мягковата, но это справедливая плата за комфортную езду, которую «горячая» Octavia обеспечивает за пределами гоночного трэка — на шоссе и дорогах общего пользования. И это как раз тот удачный компромисс, который разработчики смогли найти еще в процессе работы над версией RS предыдущего поколения, и который они сохранили в новом автомобиле.
Новый капот и фары? Пожалуйста! Но настройки подвески и рулевое управление — не тронь. Ведь именно благодаря им «Скаут» и во втором поколении рулится, держит прямую и проходит повороты как обычный универсал, несмотря на то, что его клиренс по сравнению с обычной «Октавией» увеличен почти на четыре сантиметра — до 179 миллиметров.
Рассчитанные на вседорожную эксплуатацию амортизаторы и пружины позволяют кузову ощутимо кренится в поворотах, но при этом не допускают вертикальных колебаний кузова. К тому же, «Скаут» не только уверено чертит кривые по асфальту, но и старательно разглаживает все неровности дорожного покрытия – информация о ямах, кочках и колдобинах доходит до водителя через демпфирующие элементы подвески и кузова в виде едва слышного «бум».
Колесная база у Octavia среди одноклассников не самая большая. Например, у Ford Focus «жилого» пространства формально больше на шесть сантиметров. Но зато у «Шкоды» самый большой в классе багажник – целых 560 литров. А у «Скаута» при сложенных сиденьях его объем возрастает до 1655 литров.
А вот в подкапотном пространстве специалисты «Шкоды» все-таки покопались. Они заменили несколько устаревший двухлитровый атмосферник мощностью 150 лошадиных сил на 160-сильный турбомотор объемом 1,8 литров, с которым Octavia Scout стала заметно динамичнее.
Причем если и к старому двигателю, который развивал 200 Ньютон-метров уже при 3500 тысячах оборотах в минуту, подходил эпитет «эластичный», то новый относится к передаточному числу включенной передачи еще терпимее. Благодаря турбине, TSI выходит на крутящий момент в 250 Ньютон метров уже при 1500 тысячах оборотов в минуту и остается на этой «полке» до 4200.
К сожалению в Россию не будет поставляться дизельный «Скаут». Жаль. Его экономичный двухлитровый TDI развивает мощность в 140 лошадиных сил и обеспечивает 320 Ньютон-метров крутящего момента при 1750 оборотах в минуту. Средний расход топлива на «сотню» при движении по трассе равен 5,4 литра, в смешаном режиме — 6,4 литра.
Кроме него в линейке двигателей «Скаута» есть еще и дизель — двухлитровый мотор мощностью 140 лошадиных сил, который перешел на рестайлинговую модель по наследству от предыдущего поколения. Но он поставляться в Россию не будет. А жаль – «Скаут» отлично приспособлен для дальних поездок, и ему не помешал бы экономичный дизельный двигатель, который расходует на «сотню» в смешанном режиме 6,4 литра солярки.
При необходимости передать крутящий момент на заднюю ось, многодисковое сцепление полного привода Haldex второго поколения (на предыдущем «Скауте») включалось в полуавтоматическом режиме: при разнице вращения колес передней и задней оси начинал работать механический гидронасос, который замыкал диски муфты. Электроника здесь использовалась только для контроля за давлением в системе.
Создавая четвертое поколение «Хальдекса», разработчики отказались от такой сложной схемы, и теперь фрикционные диски сжимаются только за счет электрического насоса высокого давления, которым управляет электроника. Таким образом увеличилась скорость подключения заднего привода, а также появилась возможность заранее «предблокировать» муфту при начале движения на скользких покрытиях.
Работая над новым поколением Octavia Scout, разработчики не забыли и про его внедорожное предназначение. Теперь повышенную проходимость этому автомобилю обеспечивает полный привод Haldex последнего, четвертого поколения. На тесте «Авто.Ленты» уже был «Скаут» с «Хальдексом» второго поколения, и мы остались очень довольны проходимостью чешского универсала.
Новый полный привод, к сожалению, по-настоящему протестировать не удалось, хотя мы старались: сворачивали на все попадавшиеся нам по пути проселочные дороги. Как и следовало ожидать, благодаря некрашеному бамперу и установленной снизу защите, ездить по колдобинам и пропускать между колес большие кочки, было не страшно, а большой клиренс благополучно уберег нас от напастей. Но… под Будапештом в тот день было сухо, и даже заехав в лес, мы не смогли найти раскисшую колею или хотя бы достойную лужу.
Но если судить по тому, что все различия между вторыми и четвертым поколением «Хальдекса» сводятся к тому, что новая муфта стала проще и быстрее, то даже если бы мы нашли скользкую дорогу, «Скаут» бы нас не подвел.
В общем, к обеим новым «шкодам» придраться сложно. Правда, пока не известны российские цены ни на RS, ни на Scout. Но эти модификации будут производиться в Калуге, поэтому вряд ли нас ожидают неприятные сюрпризы.
По крайней мере, обыкновенная «Октавия» российской сборки стоит, по нынешним временам, относительно недорого – топовая версия Combi Elegance 1,8 TSI c «роботом» DSG, полным электропакетом, раздельным климат-контролем, ABS и всевозможными подушками безопасности можно купить за 889 тысяч рублей.
Однако распробовав «Эр-эс-ку» и «Скаута», я задался вопросом: почему руководство чешского автоконцерна не позволяет более гибко менять компоновку различных версий «Октавии»? Например, горячей Octavia RS явно не хватает полного привода «Хальдекс», а на Octavia Scout можно было бы ставить не только топовый TSI объемом 1,8 литра, но и 1,4-литровый мощностью 120 лошадиных сил – для тех, кто любит ездить спокойно и экономить бензин. Легкой «Октавии» этого мотора хватило бы и для полноприводной версии.
Кроме того, Scout вполне можно было комплектовать не только шестиступенчатой «механикой», но и роботами DSG. Я понимаю, что на «Скауты» устанавливается только «ручка» в первую очередь потому, что по статистике большую часть этих автомобилей продают в немецких, австрийских, французских, итальянских и швейцарских Альпах, а там «автоматы» не любят. Но без роботизированной коробки передач завоевать покупателя на равнине, например, у нас в России, будет сложно.
На Octavia RS продолжают ставить шестиступенчатую коробку DSG, хотя «гражданская» модификация уже получила семиступенчатый «робот». Но это не дискриминация горячей версии — просто семиступенчатая роботизированная трансмиссия с «сухими» сцеплениями рассчитана на меньший крутящий момент.
Да и обычная 160-сильная «Октавия» со спортивной подвеской от RS стала бы гораздо «горячее» — в такой комплектации ее можно было бы продавать как промежуточную версию Sport…
Выкладки маркетологов, которые точно знают какие комплектации, где и когда будут лучше продаваться, безусловно важны. Но хочется, чтобы «Шкода» была чуточку гибче. Особенно в кризис.
Длина, мм | 4597 |
Ширина, мм | 1769 |
Высота, мм | 1447 |
Колесная база, мм | 2578 |
Снаряженная масса, кг | 1470 |
Объем двигателя, см3 | 1984 |
Мощность, лошадиных сил/об-мин | 200/5100-6000 |
Крутящий момент, Нм/об-мин | 280/1700-5000 |
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с | 7,2 |
Максимальная скорость, километров в час | 240 |
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км | 7,7 |
Длина, мм | 4584 |
Ширина, мм | 1784 |
Высота, мм | 1533 |
Колесная база, мм | 2578 |
Снаряженная масса, кг | 1545 |
Объем двигателя, см3 | 1798 |
Мощность, лошадиных сил/об-мин | 160/4500-6200 |
Крутящий момент, Нм/об-мин | 250/1500-4200 |
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с | 8,4 |
Максимальная скорость, километров в час | 211 |
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км | 7,8 |
Источник: auto.lenta.ru
Фото Ленты.Ру и Skoda