Если бы существовала автомобильная «Красная книга», то в ней, в разделе «Вымирающие виды», обязательно появилась бы глава, посвященная горячим хэтчбекам. И одна из записей в этой главе непременно рассказывала бы о дизельной Skoda Octavia RS.
Почему мы отнесли эту модель к вымирающим видам? Да потому что «эРэСка» с дизелем в России настолько редкий автомобиль, что встретив его на улице лучше запомнить этот момент на всю жизнь — не исключено, что больше вам такой возможности уже не представится.
Российский дебют дизельной Octavia RS случился в неудачное время — нам ее показали в августе на Московском автосалоне, а первые машины начали завозить лишь осенью, буквально за месяц-другой до появления рестайлинговой «Октавии«. Обновленные хэтчбек и универсал были представлены в октябре на автосалоне в Париже и спустя всего месяц появились у российских дилеров. Но дело в том, что обновленной «эРэСки» пока нет… Поэтому те машины с зеленым шильдиком vRS на багажнике и решетке капота, которые еще стоят в шоурумах дилеров — это самые последние экземпляры Octavia RS. Эксклюзив!
А Skoda Octavia RS с дизельным двигателем — это эксклюзив вдвойне. Во-первых, на нее установлен самый мощный четырехцилиндровый дизель из линейки Volkswagen: 170-сильный турбомотор, развивающий крутящий момент 350 Нм — на 70 Нм больше, чем у бензинового агрегата. Но главное — дизельная «эРэСка» оснащается (или оснащалась?) шестиступенчатым «роботом» DSG, тогда как бензиновый вариант в России был доступен только с «ручкой».
Роботизированная шестиступенчатая трансмиссия DSG появилась на автомобилях концерна Volkswagen почти шесть лет назад. Здесь используется два первичных вала, каждый со своим «мокрым» сцеплением. Одно сцепление «заведует» четными передачами, а второе — нечетными.
Главное преимущество этой трансмиссии в том, что она преселективная. То есть, когда автомобиль разгоняется на первой передаче, вторая передача уже «включена», но ее шестерни вращаются вхолостую — до тех пор, пока управляющая электроника не разомкнет сцепление первичного вала четных передач и не сомкнет сцепление четных передач. И так далее. Процесс смены передач при этом происходит очень быстро и практически без разрыва мощности.
«Дизель и «автомат» — и это вы называете «горячим хэтчбеком»?» — наверняка спросят скептики. И будут по-своему правы. Тарахтение дизельного мотора, от которого слегка вибрирует руль, педали и даже сиденье; красная зона на тахометре, начинающаяся с 4500 оборотов в минуту, кочерга «автомата» в салоне и разгон до «сотни» за 8,4 секунды — все это не совсем соответствует сложившемуся в наших умах образу «хот-хэтча». Но горячие хэтчбеки мы любим не за то, как они выглядят и какой у них имидж, а за то, как они едут. А едет Octavia RS более чем неплохо!
Дуэт дизеля и DSG работает как слаженный раллийный экипаж — в режиме «Спорт» роботизированная трансмиссия всегда держит двигатель в тонусе и не дает оборотам падать ниже 2500, своевременно подтыкая пониженную передачу. Причем делает она это настолько быстро, что имеющийся в наличии ручной режим переключения передач мне показался ненужным. К тому же, у «Октавии» с DSG нет подрулевых лепестков (как у моделей Audi с такой же трансмиссией), а орудовать рычагом и одновременно рулить — неудобно. Из-за очень короткого рабочего диапазона двигателя правую руку приходится постоянно держать на селекторе.
Поэтому трансмиссию лучше сразу перевести в режим «S» и забыть о ней до конца поездки, сосредоточившись на «рулежке». На отрезке от 2500 до 4200-4300 оборотов запас тяги у дизельного мотора неиссякаем: обгоны и ускорения дизельная «Октавия» совершает легко и с явным удовольствием. Вот только резко ускориться получается не всегда — если обороты мотора упали к нижней границе рабочего диапазона (к тем самым 2500 оборотам в минуту), то между нажатием на педаль газа и набором скорости появляется небольшая пауза, вызванная инертностью турбины. Но как только крыльчатка нагнетателя раскрутится… На залитых реагентами московских дорогах нешипованные колеса срываются в мощную пробуксовку на третьей и даже на четвертой передаче, заставляя ESP исступленно моргать ярко-рыжим треугольничком на приборной панели.
С отключенной системой стабилизации разгон с места в таких условиях превращается в тренировку собственной выдержки. Давить сразу педаль газа «в пол» не стоит — лучше балансировать на грани легкой пробуксовки, постепенно увеличивая подачу топлива. И только под конец второй передачи акселератор можно «прижать» уже как следует.
Этот способ разгона справедлив не только для зимы — на сухом асфальте непрогретые шины с легкостью срываются в «букс» на первой и второй передаче. Но даже на очень шершавом покрытии резко «рвануть» с места не получится: управляющая электроника DSG опасается сразу подавать на колеса все 350 Нм крутящего момента, пытаясь сберечь нежные диски сцепления, и потому на старте Octavia RS слегка «тупит». Лишь после того, как машина разгонится до 20-30 километров в час, блок управления КПП перестает душить мотор и… колеса опять начинают шлифовать асфальт.
Но главное, чем в себя влюбляет дизельная «Октавия» — это, все же, не «паровозная» тяга дизеля, а удивительная сбалансированность ее ездовых повадок. У «эРэСки» очень упругая и энергоемкая, но совершенно не «зубодробительная» подвеска. На ярко-синем «хот-хэтче» можно с легкостью смотаться в Питер и обратно, и он не вытрясет из вас всю душу на разбитой дороге под Новгородом. А вернувшись в Москву — отправиться на нем на асфальтовый спринт и от души позажигать. Вот только выиграть его, наверное, не получится — «дизельная развесовка» с тяжелым носом и слишком большой крутящий момент на тесной трассе будут скорее мешать, чем помогать.
Зато в обычных условиях дизельная «эРэСка» едет очень «правильно» — мягкие, но быстрые реакции на действия рулем, легкая недостаточная поворачиваемость, которая не будет пугать неопытных водителей неожиданным заносом, и очень точные тормоза.
Внутри Octavia RS почти не отличается от «гражданских» модификаций — здесь появились серебристые вставки на передней панели, спортивный руль с шильдиком vRS и сиденья с выраженной боковой поддержкой и комбинированной отделкой.
Тестовая «Октавия» была укомплектована продвинутой мультимедийной установкой с жестким диском и навигацией. Управлять этим комплексом оказалось удобно: сенсорный дисплей позволяет не тратить время на поиск нужных кнопок на панели, а меню устроено просто и логично.
Красная зона на тахометре дизельной Octavia RS начинается уже на отметке 4500, зато спидометр оптимистично размечен до 270 километров в час. Однако «максималка» у
такой машины составляет всего 223 километра в час.
А как Octavia RS здорово тормозит двигателем! При активной езде, когда перед крутым поворотом вам необходимо сбросить скорость со 120 до 60 километров в час, DSG с греющим душу негромким «рявканьем» будет последовательно включать пониженные передачи с пятой по вторую. А на выходе из поворота роботизированная КПП будет предусмотрительно держать обороты где-то в середине «полки» максимального крутящего момента — чтобы при первой же возможности водитель смог добавить «газ» и «выстрелить» к следующей связке…
Но если вам надоест «зажигать» и «валить», то переведите селектор DSG в режим «Drive» и наслаждайтесь мягкостью переключений передач и тишиной в салоне. В этом случае коробка передач быстренько доберется до шестой передачи, и будет удерживать обороты в диапазоне 1500-2500. Расход топлива при этом будет держаться в пределах 8-8,5 литров на сто километров, но даже при очень агрессивной езде бортовой компьютер у нас не показывал больше 9,8 литров солярки на «сотню».
Достойна ли дизельная Octavia RS попадания в «Красную книгу горячих хэтчбеков»? Скорее да, чем нет. Потому что этот автомобиль имеет отличную управляемость и выдающийся дизельный двигатель, характер которого раскрывается во многом благодаря роботизированной трансмиссии DSG. Тот же мотор «на ручке» потребует от водителя большей концентрации на переключении передач из-за очень узкого рабочего диапазона двигателя.
Но все же, я бы выделил дизельную «эРэСку» в отдельный подвид — «хэтчбеки класса ГранТуризмо». Дальние броски на высоких скоростях — вот главная стихия нашей «Октавии». Причем, ей все равно, какая дорога окажется под колесами — щербатый асфальт сельской трассы или южный серпантин горного курорта. И там, и там Octavia RS сумеет доставить водителю огромное удовольствие от поездки.
Длина, мм | 4578 |
Ширина, мм | 1769 |
Высота, мм | 1447 |
Колесная база, мм | 2577 |
Снаряженная масса, кг | 1455 |
Объем двигателя, см3 | 1968 |
Мощность, лошадиных сил/об-мин | 170/4200 |
Крутящий момент, Нм/об-мин | 350/1750-2500 |
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с | 8,4 |
Максимальная скорость, километров в час | 223 |
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км | 6,0 |
Цена (на момент теста) | 1.125.000 рублей |
Источник: auto.lenta.ru
Фото Ленты.Ру