Девятого июля 2012 года состоялся второй этап гонки «Шёлковый путь 2012». Этап проходил по Волгоградской области. Накануне гонщики стартовали в Москве. Маршрут, в большей части, проходил по дорогам общего пользования. И только приближаясь к границам нашего региона гонщики, выехали на извилистые грунтовки, преодолели мелкие речки и вышли на раздолье степи, которая раскинулась между Доном и Волгой. Именно здесь потребовалось всё мастерство штурманов экипажей. Движение осуществлялось в режиме «ор – пист», то есть без видимых ориентиров и привязок к местности. Лучше других с этим упражнением справился экипаж Борис Гадасин – Дан Щемель (G-Force proto). На 11 секунд они опередили франко-русский экипаж Жан-Луи Шлессер – Константин Жильцов, выступающий на знаменитом багги Schlesser. И это притом, что Гадасин ехал, что называется наверняка, не рискуя. «Мы вовсе не собирались атаковать, — подтвердил Борис. – Ведь это только начало ралли. Я в третий раз участвую в «Шелковом пути» и первые два мне не повезло, так что в этом главная наша цель доехать до финиша. Завтра нам предстоит открывать трассу, но менять тактику мы не собираемся».
Финишировавшему вторым Жан-Луи Шлессеру трасса очень понравилась: «Несмотря на то, что эта местность не слишком подходит для нашего моноприводного багги, на ней не встречалось препятствий преодолимых только на полном приводе. Так что ехать по ней было одно удовольствие. Мы не блуждали благодаря великолепной работе моего штурмана Константина Жильцова».
Участники финишировали в районе аэропорта. Там же, у кромки летного поля, раскинулся бивуак.
В этом году в составе команд гонки «Шёлковый путь 2012» есть и старые команды, которые уже на протяжении многих лет участвуют во многих соревнованиях, так и совсем молодые.
Итак, немного об участниках. Интересная новинка – багги Nissan Juke. За несколько дней до начала ралли «Шелковый путь», команда Dessoude представляет не совсем обычный Ниссан Juke. Новый дизайн, новая подвеска, модернизированный двигатель: Juke вступает в высшую лигу!
Руководитель команды Андре Дессюд подчеркивает — эволюция не ограничивается только внешними переменами.
«Кузов машины стопроцентно новый. Он взят от модели Nissan Juke, эта форма хорошо узнаваема. Мы поработали над изменениями в трасмиссии. Амортизаторы Reiger дают хороший прогресс по управляемости, также мы достигли серьёзных улучшений в обеспечении торможения».
Знаменитый пилот Тьерри Маньяльди участвовавший в доводке «Жука» сразу с момента окончания последнего Дакара, говорит о машине с особой теплотой: «После Дакара, у нас был конструктивный «разбор полетов» для определения необходимых улучшений на наших багги. Сегодня я рад, что все эти мысли получили правильное применение при запуске проекта Juke. Мы получили настоящий гоночный автомобиль с отличной подвеской.
Очень хорошие ощущения от двигателя и тормозов. Радует система охлаждения — достигается хороший баланс температур. Было очень приятно сотрудничать с командой блестящего инженера Жана-Марка Шмита, вы его знаете — он не нуждается в представлении! Я уверен, что такое развитие позволит нам быть в верхней части таблицы генеральной классификации. Но все покажет гонка. Безусловно, «Шелковый путь» станет хорошим тестом. Я вижу Juke в топ-10 «Шелкового пути», и это не утопические соображения, я убежден, что мы можем бороться с лучшими участниками на автомобилях с приводом на 2 колеса!»
Другая премьера ралли состоит из двух ё – кроссоверов. В списке участников ралли «Шелковый путь-2012» значатся два не совсем обычных автомобиля – это гибридные ё-кроссоверы, заявленные в зачёте Т1 (SuperProduction). Дебют спортивной команды «ё-АВТО» состоялся в этом году на первом этапе чемпионата России по ралли-рейдам.
Кроме чисто спортивных задач команда испытывает в экстремальных условиях ралли-рейдов инженерные решения, которые будут использоваться на серийном ё-мобиле и в частности алгоритмы работы гибридного мотора в режимах максимальных нагрузок.
Предназначенный для работы в условиях бездорожья спортивный ё-мобиль способен разгоняться до 180 км/ч. В составе первого экипажа команды «ё» — стартовый номер 126 — будет выступать чемпион России по автокроссу, двукратный чемпион России по ралли Александр Желудов. Ассистировать ему будет опытный штурман Андрей Рудницкий. Кстати, именно в таком составе они стали вице-чемпионами России по ралли-рейдам 2011 года. А в абсолютном зачете «Шёлкового пути 2011» заняли третье место, став лучшим российским экипажем в гонке. Вторым ё-кроссовером (стартовый номер 134) будет управлять четырёхкратный чемпион России по ралли Сергей Нарышкин, совсем недавно дебютировавший в ралли-рейдах. Всего менее месяца назад он занял 9-е место в абсолютном зачете на третьем этапе чемпионата России. Это первый многообещающий результат, показанный командой «ё-АВТО».
Не новичок на «Шёлковом пути» команда из Беларуси. Дебют спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто» Минского автомобильного завода состоялся в 2010 году на международном ралли-рейде «Шелковый путь. Два года подряд – в 2010 и 2011 годах – спортсмены из Беларуси успешно состязалась с лучшими гонщиками в категории «Грузовики».
Дебютируя в 2012 году на «Дакаре» команда смогла не только дойти до финиша, но и показать хороший результат. И вот впереди новые планы – «МАЗ-СПОРТавто» готовиться к старту на ралли «Шелковый путь – 2012».
«Для нашей команды ралли-рейд «Шелковый путь» — это драйв, экстрим, накал страстей на спецучастках. Возможность в тяжелых условиях гонки проверить правильность инженерных решений и конструкторских разработок. Это генеральная репетиция перед «Дакаром», совершенствование мастерства экипажей, а для Республики Беларусь – это повышение имиджа Республики в целом и машиностроительной отрасли, а так же ОАО «МАЗ» — в частности», — говорит начальник команды «МАЗ-СПОРТавто» Валерий Козловский. Далее интервью превращается в коллективное. Отвечают все члены команды.
— Какие интересные моменты запомнились из прошлых ралли «Шелковый путь»?
Когда же на одном из этапов «лег» 328-й, то, без всяких просьб, на помощь к нему пришел экипаж из Чехии. Вообще взаимовыручка, как показалось, намного выше, чем на Дакаре. Практически ни один экипаж не проехал мимо, не спросив, нужна ли помощь.
Запомнились, конечно, и участки с песчаными барханами. Здесь было интересно и в плане навигации, и в плане мастерства наших пилотов. Ведь практики прохождения таких спецучастков у наших экипажей не было.
— Какие у ралли «Шелковый путь» аналогии и какие отличия по сравнению с Дакаром?
— Аналогий с Дакаром много: значительная длина спецучастков – до 600 км, сравнимые по сложности прохождения участки степей, организация бивуаков, технических и административных проверок, организация медицинского обслуживания. Отличия связаны с особенностями климата Южной Америки и в основном касаются спецучастков: наличие очень сложных для прохождения песчаных дюн и барханов, фэш-фэш, каменистые участки, горные участки.
— Что бы Вы посоветовали новичкам?
— Не бойтесь начинать! Смело экспериментируйте, задавайте вопросы и знайте, что все автогонщики — это члены одной большой семьи. Они придут на выручку в любой ситуации.
— Какие новшества в машине?
— Никаких особых новшеств в наших автомобилях нет, устранили недостатки и замечания, которые выявились на предыдущих соревнованиях. Наверное, как и все команды, ведем постоянную борьбу с лишним весом наших спортивных автомобилей.
Спортсмен из Венгрии Балаш Жалай уже второй раз входит в гонку на своём автомобиле под стартовым номером 109. После схода на ралли «Шелковый путь-2011» из-за механических неполадок Балаш Жалай в этом году выедет на российскую гоночную трассу, по-прежнему на своем Opel Antara и с теми же амбициями: доказать, что пилот-джентльмен может оказаться в Топ 5!…
«Я храню великолепные воспоминания о старте на Красной Площади. Это один из особенных моментов моей жизни, и у меня будет шанс пережить это снова!», воодушевленно объясняет Balazs Szalay. «Мне действительно не терпится стартовать, тем более, что на маршруте будет еще больше песка, чем в прошлом году, но по-прежнему с огромным разнообразием ландшафтов на каждом спецучастке… Это меняет наше представление о том, к чему мы привыкли, я обожаю это, поскольку приходится постоянно адаптироваться. Кроме того мне не терпится ощутить дух ралли «Шелковый путь», с его невероятно теплым приемом местных жителей! Ну и, наконец, со спортивной точки зрения, я должен взять реванш за прошлый год… »
«Разумеется я знаю, что о ралли «Шелковый путь» говорят, как о подготовке к Дакару, но не стоит забывать, что в первую очередь это — настоящая гонка, очень сложная, и, конечно, быть на ней – мое главное желание! », продолжает легендарный венгерский пилот. «В прошлом году, к середине гонки мы были шестыми, пока не стали жертвой перегрева мотора из-за топлива с недостаточным октановым числом. Маленькая ошибка моей команды, которая повлекла за собой сход с гонки. В этом году мы надеемся на наш расширенный состав из трех заявленных машин, одна T4 и два грузовика-технички. Наша цель – Топ 5 в финальной классификации!»
«В любом случае, каким бы ни был итоговый результат, ясно, что ралли «Шелковый путь» – одна из самых важных гонок в году для нас», заключает Балаш Жалай. «Прежде всего, потому, что всего лишь за несколько лет, она приобрела статус главной гонки между сезонами, а еще и потому, что она ближе всех остальных к нашей стране. Следовательно, для всех нас, это наилучший выбор в плане привлечения к соревнованию средств массовой информации. Освещение ралли «Шелковый путь» в Восточной Европе имеет большое значение и для наших партнеров, это очень важная коммуникационная поддержка!»
Но вернемся ко второму этапу. Ранним утром команды отправились на исходную точку старта. Короткий лиазон в 100 километров приводит участников в Арчединский лес. Дороги от начала СУ пролегают по знаменитым пескам, которые по своим свойствам бывают коварнее даккаровских. Итак, песка в понедельник на втором СУ ожидалось немало, но его завершающая часть проходила по довольно каменистой местности. Так что открывать эту трассу в условиях бездорожья и ограниченной видимости было непросто.
Для Жан-Луи Шлессера день начался неудачно – на 20 километре трассы багги перевернулся и легендарного гонщика на вертолете эвакуировали на бивуак с поврежденной рукой.
«Отвинтилась защита, — пояснил французский гонщик, выходя из медицинского шатра, — мы остановились, чтобы полностью снять ее, но нам не удалось открутить все болты. В конце концов, решили ехать дальше, думая, что она оторвется. Но это толстый металлический лист и в песке он попал под заднее колесо. Этот рычаг и опрокинул багги, несмотря на то, что мы ехали со скоростью не более 50 км/ч».
Первая помощь была оказана врачом, находившемся в вертолете дирекции гонки, после чего вертолет доставил Шлессера на бивуак в полевой госпиталь. «Порваны сухожилия двух пальцев левой руки, открытая рана до кости, — прокомментировал он. – Поэтому я возвращаюсь во Францию, где придется делать операцию». На бивуак багги привел по асфальту его штурман Константин Жильцов.
Неудачно проехавший накануне Кристиан Лавией сегодня взял реванш и со своим штурманом Паскалем Лароком одержал победу на СУ. «Долгое время нас сдерживал ехавший впереди грузовик Man, — рассказал француз, — и мне пришлось съехать с дороги, чтобы обойти его. Песок относительно вязкий, а колеса у нас накачаны полностью, и этот обгон был довольно рискованным… На завершающей части СУ многие заблудились, кто-то поехал за нами, но мы тоже совершили ошибку и какое-то время искали правильное направление. Прекрасный выдался день!»
Сюрприз дня преподнес российский экипаж Владимира Васильева – Виталия Евтехова, выступающий на прототипе G-Force. Стартовав утром из самых недр общего зачета (они стартовали с 95-й позиции!!!), G-Force proto завершил специальный участок со вторым результатом!
«Накануне у меня случились неприятности, — объяснил пилот. – Сначала оказался в промоине, потом случились проблемы с техникой, и пришлось дожидаться техничку… Поэтому я и стартовал так далеко позади автомобилей и грузовиков, обгонять которые сегодня было совсем непросто! Наверное, за сегодня я совершил не менее полусотни обгонов, но маршрут мне очень понравился».
Стабильно едет Л.Алварес – сегодня он показал третий результат, но возглавил зачет по сумме этапов, опережая Пелише, Гардемейстера и Лавиея. А вот Борис Гадасин, которому пришлось остановиться на 15 минут, потерял лидирующую позицию в ралли..
«Сломался топливный насос, прокомментировал он — пришлось чинить. Потом немного заблудились. Вчера было лучше!»
В грузовом зачете победу на этапе одержал Айрат Мардеев, опередив на 3 минуты 11 секунд своего товарища по команде «КАМАЗ-мастер» Эдуарда Николаева. Алеш Лопрайс (Man), первым получивший отметку на втором контрольном пункте, финишировал только третьим.
Автор: Андрей Ерофеев, специально для АвтоВолгограда.ру. Фото автора.
В подготовке материала использовался сайт silkwayrally.ru.