Спрос на автомобили упал из-за эпидемии коронавируса, но это не стало причиной для автопроизводителей сдерживать рост цен. Уже к началу апреля все они, в том числе и поставщики, подняли цены на свою продукцию. По мнению аналитиков, на этом рост цен не остановится. На данный момент продажи практически встали из-за невозможности продавать автомобили в прямом контакте, а не через Сеть. Однако в некоторых регионах власти разрешили продажу автомобилей в торговых точках, а также возобновить работу автозаводов.
С января по март цены на автомобили выросли в среднем на 2-5%. На рост в основном влияли падение курса рубля, инфляция и рост ставок утилизационного сбора. Автомобили Hyundai подорожали на 2%, у Volvo – на 2-3%, у Cadillac и Chevrolet с 1 января выросли цены на Escalade на 4,7%, на Escalade ESV на 4,5%, но Tahoe – на 3%, на Traverse – на 1,4%. Машины Audi подорожали на 2,5%, Jeep – на 3%, Mercedes – на 3,5%, Volkswagen – на 3-5%.
В марте VW увеличил цены на 30 000-100 000 рублей, одновременно подняла цены китайская автокомпания Haval. Автомобили Citroen подорожали на 3,9-7,3%, кроссоверы Nissan на 1,1-8,7%, машины Opel – на 1,9-8,3%. Линейка Peugeot подорожала на 2-15,8%, Suzuki – на 1,1-3,5%. 20 из 33 автомобилей BMW тоже стали дороже, из 10 машин Renault подорожали 7, также повысились цены на некоторые модели Skoda и Toyota.
Тем не менее, такие премиальные бренды, как Ferrari, Aston Martin, Rolls-Royce и Maserati не изменили свою ценовую политику в январе. Однако в начале апреля Rolls-Royce увеличил цены на свои автомобили на 7% в связи с ростом курса фунта в России.
То же самое сделала Volvo, повысив цены на 2-3% из-за роста валюты, таким образом, ее модели с 1 апреля подорожали на 50 000-100 000 рублей. С начала года автомобили Volvo в среднем подорожали на 5,4% по причине роста ставки утильсбора и колебания курса рубля.
BMW сообщила, что пока не собирается поднимать цены на уже выпущенные автомобили и те, которые будут собирать в Калининграде из готовых машинокомплектов. Новые машины BMW при этом подорожают на 5% в среднем. А Mercedes тем временем планирует поднять цены с начала мая.
Что касается массового сегмента авторынка, то модели Kia еще с 17 марта подорожали на 10 000 рублей, а с 3 апреля Soul и Ceed добавили к ценнику еще 10 000 рублей, Seltos – 20 000 рублей, Stinger и Sorento XM – 30 000 рублей.
Самый популярный в России бренд Lada тоже подорожал в этом месяце. С 1 апреля Largus, седан Vesta и Xray подорожали на 7 000 рублей, Vesta SW и SW Cross – на 9 000 рублей, Granta – на 5 000-6 000 рублей, Niva – на 6 000 рублей. АвтоВАЗ в среднем повысил цены всего на 1%, что намного меньше и позже, чем у других автопроизводителей.
Nissan увеличила цены в марте на 2-2,5% на фоне падения рубля и действий конкурентов. Renault с 1 апреля подняла цены на 50 000-60 000 рублей, Mitsubishi в апреле подняла цены незначительно, при этом стоимость ASX не изменилась, а другие модели подорожали на 1-5%. Однако такой план у Mitsubishi был еще до введения карантина. Поскольку рост ставки утильсбора повлиял на стоимость локализованных моделей. У Toyota две модели – Camry и RAV4 – подорожали на 2-2,4% и 2-2,8%.
В апреле продажи автомобилей практически сошли на нет, поэтому цены не увеличились. Однако есть все основания для дальнейшего подорожания: в марте автомобили интенсивно раскупали, и склады опустели, а сроки восстановления поставок пока неизвестны.
Однако дилеры надеются, что вскоре смогут продавать автомобили не только онлайн. 8 апреля Министерство торговли и промышленности позволило продавать автомобили в некоторых физических автосалонах. В частности, такое разрешение получили Удмуртия, Мордовия, Амурская, Белгородская, Воронежская, Рязанская, Самарская и Саратовская области. Дилеры ожидают возобновления работы, однако это не будет полноценная продажа, поскольку основной элемент торговли – тест-драйв – все еще запрещен. Поэтому специалисты считают, что открытие автосалонов пока не слишком повысит продажи, при этом рост цен тоже пока не достиг своего пика.
Некоторые российские автозаводы уже возобновили работу, о чем мы писали ранее. 6 апреля запустили конвейеры КАМАЗ, часть заводов группы ГАЗ, Mazda-Sollers и – с 8 апреля – Тульский завод Haval. 13 апреля заработали основные предприятия ГАЗ, УАЗ, Ford-Sollers, «Автотор» в Калининграде, АвтоВАЗ. Предприятие Hyundai в России, которое также выпускает Kia Rio, до 27 апреля будет работать только в одну смену.