Разрешат ли российским водителям поворачивать направо при запрещающем сигнале светофора?
Минувшим летом, когда данное предложение было впервые озвучено, вопрос казался почти решенным: уж очень убедительно премьер-министр Владимир Путин позвонил заместителю министра МВД по вопросам безопасности на транспорте Виктору Кирьянову и попросил проанализировать возможность поворачивать на красный. Но прошло время и, кажется, про интересное (а главное — простое) решение вопроса дорожных заторов попросту позабыли… И вот на текущей неделе про «поворот на красный» снова вспомнили: стартовал опрос граждан на тему, стоит ли вводить в нашей стране новое правило дорожного движения?
Что ответят граждане, предугадать нетрудно: автомобилисты наверняка поддержат новшество, которое поможет, если не решить проблему пробок полностью, то заметно разгрузить перекрестки крупных городов. Причем разрешить поворот направо при красном сигнале светофора можно разными способами. Вариант первый — чтобы автомобилист имел возможность осуществить маневр только тогда, когда это разрешено отдельным указателем (зеленой стрелочкой, закрепленной возле красной секции светофора). Вариант второй — разрешить поворот на красный всегда и везде, за исключением прямого запрета на данный маневр (в этом случае на светофоре можно вешать табличку, где стрелка направо перечеркнута).
Сторонники «проезда на красный» особо подчеркивают, что по таким правилам ездят не только дисциплинированные водители Америки, Канады, Германии и Южной Кореи, но и не самые прилежные автомобилисты из Украины и Латвии. Притом Александр Шумский, руководитель «Московского центра борьбы с пробками», считает, что нововведение поможет сократить дорожные заторы минимум на 15 процентов, а расход топлива — на 10 процентов. А сама реализация проекта, то есть установка на светофоры металлических секций, будет стоить сущие копейки — примерно 300 рублей за каждую табличку. Не зря «поворачивать на красный» придумали американцы во время Великой депрессии: эта идея позволила экономить дорогое топливо и попутно уменьшила заторы на дорогах.
Но почему обязательно нужно редактировать Правила дорожного движения? Неужели нельзя просто повесить дополнительные электронные секции к существующим светофорам? Как оказалось, не все так просто: «Любое изменение в работе светофора — это проработка отдельного проекта и длительное согласование, которое может длиться до полутора лет, — комментирует ситуацию инспектор ГИБДД Александр Маслов. — Кроме того, установка дополнительной электронной секции и перенастройка светофора могут стоить до 30 тысяч рублей! Естественно, реализовать идею с металлическими табличками проще и дешевле, чем модернизировать каждый светофор».
Впрочем, специалисты Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России считают несколько иначе. Оказывается Венская конвенция о безопасности дорожного движения четко оговаривает, что проезд на красный сигнал светофора запрещен! А еще полицейские боятся, что общая дисциплина водителей только упадет, а количество аварий (особенно с участием пешеходов) вырастет… Дескать, если разрешить поворот направо под красный сигнал светофора, то в крайний правый ряд начнут набиваться те, кому надо налево или прямо, и недобросовестные водители попросту загубят благое начинание.
«Эта затея принесет пользу, если только наши водители будут четко следовать ПДД, — рассуждает инспектор ГИБДД Александр Маслов. — То есть будет четко соблюдаться рядность движения, а водитель, поворачивая направо при запрещающем сигнале светофора, будет безоговорочно уступать дорогу не только другим транспортным средствам, но и пешеходам. Впрочем, это уже вопрос профилактики нарушений! На Украине водители тоже не слишком дисциплинированы, но предложенная идея работает и помогает бороться с пробками…»
«Что касается Венской конвенции, то Германии подпись под ней не мешает проводить именно такую политику, — считает руководитель «Московского центра борьбы с пробками» Александр Шумский, слова которого приводит «Российская газета». — Все, что написано в Венской конвенции, — рекомендации. При этом в одной статье говорится, что красный свет — это запретительный сигнал для любого движения, в другой статье — что есть исключения. Так что сформулировать наше исключение из правил так, чтобы оно не противоречило Венской конвенции, не сложно».
Но захотят ли чиновники от полиции формулировать «исключение из правил» — большой вопрос. Учитывая, что данное предложение специалисты Главного управления ОБДД обсуждают третий месяц подряд (!) и никак не могут выдать конкретного заключения, «поворот на красный» российским автомобилистам если и разрешат, то нескоро… И пока чиновники тщательно взвешивают каждое «за» и «против», крупные города продолжают стоять в пробках и напрасно жечь стремительно дорожающее топливо, а местные гаишники годами согласовывают дополнительные стрелки на светофорах.