Японский автомобильный рынок оказался действительно трудным местом для американских производителей, которые утверждали, что протекционистская политика не пускает их на третий по величине авторынок в мире, но реальность оказалась сложнее.
Японские бренды составляют 90% внутреннего рынка Японии, и важную роль здесь играют отношения между клиентом и дилером. У японских покупателей более тесные отношения с дилером по сравнению с западными стандартами.
Дилер в Японии привозит демонстрационные автомобили в дом клиента, предлагает пожизненное бесплатное мытье автомобиля, обрабатывает страховые полисы и сохраняет связь в целом, так как это считается обычаем.
Гостеприимство помогает японским автопроизводителям оставаться доминирующими на внутреннем рынке и препятствует американским дилерам, которые не используют этот сервис.
На американском рынке отечественные бренды остаются доминирующими, но с гораздо меньшей долей пирога, а большая тройка — GM, Ford, FCA — составляют 45 процентов рынка, а японские бренды составляют 39 процентов. Эта динамика частично влияет на торговый дисбаланс между США и Японией: в прошлом году он составлял 68,9 млрд. долларов США, а значительная часть его приходилась на транспортные средства и автомобильные части (52,6 млрд. Долл. США).
Это давно стало проблемой для политиков, в том числе Трампа, который сказал в начале года, что японцы «делают невозможной продажу автомобилей в Японии». Американские автопроизводители используют те же аргументы, обвиняя Японию в протекционистской политике и практике длительных проверок автомобилей иностранного производства, а также в запрете продавать иностранные автомобили дилерам. По их мнению, именно это обеспечивает отечественным автокомпаниям большую долю на рынке.
Однако протекционизм не является полным объяснением того, почему японские покупатели не покупают иномарки. Например, в Японии нет импортных тарифов на автомобили, тогда как США и ЕС устанавливают тарифы на 2,5 и 10%.
Вместо этого проблема заключается в значительной мере в том, что американские автодилеры не хотят инвестировать в такую сеть, которую ожидают японские потребители. «То, как японские потребители покупают автомобили, очень отличается от того, что нам привычно», сказала Дебора Элмс, исполнительный директор Азиатского торгового центра. «Тем не менее, американцы не инвестируют в дилерскую сеть, чтобы выйти на рынок». Действительно, Ford оставил Японию, где продавал всего 5000 единиц ежегодно, а у GM в стране только 28 дилеров, которые продали всего 1000 машин в 2016 году.
Японские клиенты ожидают получения услуг, таких как бесплатное обслуживание от своих дилеров, проверка автомобиля, ремонт и последующее возвращение. Такая дилерская сеть дорого развивается, но стоит того.
Не все иностранные компании так страдают в Японии; импорт из ЕС вырос на 5% между 2013 и 2016 годами (251 115 проданных автомобилей), а импорт из США сократился на 15% за тот же период до 19 933 автомобилей. Продажи Mercedes и BMW выросли на 60 и 23% соответственно между 2012 и 2016 годами.
Например, BMW решила три года назад удвоить свои усилия на японском рынке, потратив 675 миллионов долларов на ремонт своей дилерской сети. «В Японии все связано с гостеприимством», сказал Питер Кроншнабль, генеральный директор BMW Group Japan, председатель автомобильного комитета Европейского делового совета и Японской ассоциации автомобильных импортеров. «Если вы этого не сделаете, на японском рынке будет очень сложно добиться успеха».