Отечественное отделение, наконец-то, пришли к единому решению по программам подготовки будущих водителей по нововведенным осенью 2013 года категориям. Агентство «Коммерсант» сообщает, что Минюст внес требования к автошколам и программы обучения водителей. Это заключительный этап согласования документов перед вступлением в их эксплуатацию. Для окончательного ввода в эксплуатацию осталось опубликовать новые программы. Только после этого новшества вступят в законную силу.
Можно с уверенностью сказать, что правовая коллизия, растянувшаяся на длительный период, подходит к концу.
Добавим, что осенью 2013 года в России водительские удостоверения пополнились новыми категориями и подкатегориями. Самым значимым новшеством стало появление категории M, которую должны получать владельцы маломощных скутеров. А программ обучения по нововведенным категориями подготовлено не было, в связи, с чем автошколы России не имели возможности обучать будущих водителей по новым категориям прав.
Стоит отметить, что министерство образования и науки зарегистрировало в Минюстиции приказ №1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», который имеет более широкий спектр действия. В соответствии с новым документом, считающимся ключевым в реформе подготовки водителей, меняется весь процесс обучения, а также утверждают новые программы обучения.
Основной целью реформы считается снижение коррупции и повышение качества обучения. В частности, запрещена замена экзаменов экстерном. Напомним, в прошлом году было дано разрешение на сдачу экзамена (а соответственно и подготовку к нему) на автомобиле с автоматической трансмиссией.
Главным пунктом зарегистрированного документа считается 7 новых категорий прав, включающих мотоциклы, объемом до 125 куб. см, — кат. А1, трициклы и квадроциклы – кат. B1 и скутеры, мопеды – кат. М. Получить разрешение на управление ТС средствами можно при достижении возраста 16 лет. Водители, на руках у которых уже есть открытая категория, могут водить скутер, не сдавая дополнительного экзамена.
Что касается программы обучения на самую популярную категорию управления легковыми автомобилями (категория B) будет усложнена. Так длительность обучения теоретической части повысится с 106 до 134 академических часа, а количество обязательных практических занятий повысится до 56 часов (ранее 50 часов). 36 новых часов теоретической программы будут состоять из практикумов психологии, где будут решаться конфликтные дорожные ситуации, а также практикумы по оказанию первой медицинской помощи. Таким образом, для получения водительского удостоверения необходимо обучаться 3-3,5 месяца, что вероятно приведет к удорожанию цены обучения примерно на 10-15%. Однако водители, уже имеющие действующие удостоверения, смогут открывать новые категории проще. Для этого нет необходимости проходить базовый курс теоретической части.
После публикации всех документов новые программы начнут действовать в течение десяти дней.
После этого все автошколы обязаны будут согласовать программы обучения с ГИБДД. В частности, автошколы к установленному законом минимуму смогут вносить собственные необходимые программы, такие как контраварийной подготовки. По информации издания на подобное согласование необходимо около месяца. Таким образом, первые экзамены по новым программам будут приняты осенью 2014 года.