Далеко не все автовладельцы знают, что аккумулятор необходимо периодически обслуживать для продления его эксплуатационного срока. Как правильно это сделать, тоже знают не многие. Данная статья подробно раскроет вопрос и поможет разобраться с нюансами ухода и заряда автомобильной батареи.
В настоящие время аккумуляторы можно разделить на 2 категории, те, которые можно обслуживать, и те, которые обслуживать не нужно. Первые имеют отдельную пробку на каждой банке. В накопителях заряда, с напряжением 12V, имеется 6 последовательно соединённых банок. Пробки на них нужны для того, чтобы следить за плотностью электролита. Плотность необходимо постоянно держать на нужном уровне, так как это мера продления срока службы аккумуляторной батареи авто. На необслуживаемых, соответственно, нет пробок, и когда плотность электролита станет ниже допустимого значения, батарею придется заменить на новую. Во всем остальном существенных различий между типами батарей нет.
Из вышесказанного вытекает, что безуходным АКБ, не требуется особое внимание, должная чистота или подзарядка, в случае, если батарея некоторое время не была в работе. А вот с обслуживаемыми, наоборот. Они требуют соблюдения правил по уходу и эксплуатации. Работоспособность и исправность в таком типе накопителя энергии, зависит от плотности электролита. Именно этот параметр и является основным показателем. Плотность при температуре 20ºС в среднем должна быть в пределах значения 1,27 г/см3. Придерживаться такой плотности нужно, потому что вода в процессе работы и зарядки испаряется, влияя на уровень электролита в банках. Отклонения от нормы плотности периодически появляются, компенсируют это доливанием в банки электролита или же дистиллированной воды. Но все в зависимости от преследуемых вами целей, снижения плотности или её повышения.
Если ваше авто стоит на улице, на неотапливаемой стоянке, а также в зимнее время, плотность нужно поднимать до отметки 1,32 г/см3 при t=20º по Цельсию. А все из-за понижения температуры электролита, тогда понижается и его плотность, АКБ испытывает избыток емкости, теряя мощь для нормального запуска силового агрегата. Если ваше авто используется в условиях теплого климатического района, и морозы не страшны, значение плотности не следует опускать ниже 1,25.
На счет зарядки АКБ. Если в авто генератор исправен, то он в автоматическом режиме должен подпитывать батарею. Но в случае использования дополнительного электрооборудования, нужно будет обязательно применять зарядное. Для этой цели лучшим вариантом будет зарядное устройство с авто выключением после полной зарядки аккумулятора. Когда такового в хозяйстве нет, придется следить за процессом, чтобы избежать перезаряда АКБ. Налет, который образуется на свинцовых пластинах, частично уменьшит емкость батареи. Подключив зарядное устройство к разряженной АКБ, электролит будет нормально себя вести, но если подключение совершить с зараженной АКБ – электролит начнет испаряться. Газы от реакции, которая будет происходить с электролитом в процессе «кипения», начнут улетучиваться. Поэтому, рекомендуется проводить зарядку аккумулятора в хорошо проветриваемом помещении. Зарядное устройство подключают клеммой «+», обычно красного цвета, к «плюсовой» клемме на АКБ. В начале заряда напряжение возрастает до 15V, в дальнейшем оно постепенно уменьшается. Быструю зарядку при сильном токе, специалисты проводить не рекомендуют, иначе АКБ выйдет из строя из-за разрушения пластин внутри корпуса. На каждую батарею в отдельности нанесена ее емкость. Значение в А•ч (ампер-часах). Допустим емкость равна 60А•ч. Это будет означать, что заряд током 1 ампер будет длится 60 часов, в случае полной разрядки аккумуляторной батареи. Но если батарея имеет некий заряд, времени до полного накопления энергии, потребуется меньше.
Не стоит также пренебрегать мерами осторожности при заряде АКБ. Электролит – это раствор воды и кислоты, он требует максимально возможной осторожности в обращении. Лучше заранее приобрести защитные очки и резиновые перчатки.