Минфин нашли выход их возникшего налогового маневра, закрыв образовавшуюся «дыру» в дорожных фондах. Денежные средства будут заимствованы из дополнительных доходов, направленных в бюджет благодаря повышенному налогу на добычу полезных ископаемых.
В 2015 году власти страны решили резко повысить НДПИ в нефтяной отрасли и также резко снизить пошлины за 3 года. Подобные действия, названные налоговым маневром, привели к повышению внутренних цен на топливо и нефть и к снижению рентабельности нефтепереработки.
Чтобы сдержать постоянное повышение ценников на бензин Министерство финансов и энергетики предложило в два раза снизить топливные акцизы. Впрочем, так как акцизы являются основным источников финансирования региональных дорожных фондов, это приведет к их снижению.
Федеральный чиновник, присутствовавший на совещании, сообщил агентству «Ведомости», что президент согласовал подобные действия при жестком условии, что дорожные фонды при этом не пострадают.
Минфин рассчитало, что в следующем году дорожные фонды потеряют примерно 250 миллиардов рублей. В 2014 году доход региональных дорожных фондов по оценке компании «Радор» (ассоциация территориальных органов управления автодорогами) составил 338, 4 миллиардов рублей. Только проанализировав статистические данные можно понять, насколько масштабна «дыра», возникшая в результате налогового маневра.
Напомним, ранее министерство финансов рассматривало несколько вариантов компенсации потерь: либо за счет других акцизов (алкоголь, табак), либо за счет НДПИ или же от дополнительных доходов, полученных при повышении ставки НДС. Агентство «Ведомости», ссылающееся на слова двух высокопоставленных чиновников, сообщило, что окончательное решение было принято в сторону доп. доходов от повышения НДПИ. К 2017 году правительство планирует повысить базовую ставку ключевого источника дохода федерального бюджета (НДПИ) с 493 до 918 рублей. Повышение нагрузки будет реализована благодаря повышению внутренней цены на нефть, что позволить добывающему сектору выиграть с этого.
Сейчас власти страны ведут споры о перераспределение доп.доходов НДПИ в дорожные фонды. Решается вопрос о способе распределения денежных средств по регионам: то ли оставлять часть суммы в регионах, то ли после поступления всех средств в бюджет делить сумму на региональные фонды. Представитель Центра развития Высшей школы экономики Чернявский Андрей уверяет, что поскольку не все регионы не могут похвастаться добычей полезных ископаемых трансферт из бюджета является единственным способом решения вопроса.
Федеральный чиновник, отвечающий за автодороги, уверяет, что новая система станет «формой доброй помощи». И будет ли она постоянна неизвестно. К тому же из бюджета средства, вероятно, будут попадать в «общую казну» регионального бюджета, а не как ранее строго в дорожные фонды.