Президент РФ Путин Владимир множество раз повторяет об острой необходимости увеличения вдвое объемов строительства дорог в России. Стоит отметить, что по информации правительственных чиновников, поручение руководителя государства из-за недостатка финансирования выполнить не удастся.
На заседании правительства вице-премьер Аркадий Дворкович отметил, что задача, поставленная главой страны, имеет определенные риски. Аркадий также добавляет, что основной проблемой считается изменение темпов индексации топливных акцизов.
Не стоит забывать, что с недавних пор дорожное строительство финансируется из так называемых дорожных фондов (региональных и федеральных). Главным источником пополнения региональных фондов считаются акцизы на топливо. Если говорить точнее, то более 70% поступлений обеспечиваются именно этим источником.
Минтранс Соколов Максим отмечает, что в период с 2011-2013 правительство собиралось индексировать акцизные ставки на 1 рубль в год. Впрочем, выполнить это удалось лишь в 2011 году. С 2012 года правительство ввело дифференцированные акцизные ставки, зависящие от экологичности топлива. По информации министерства, за два прошедших года дорожные региональные фонды недополучили практически 70 миллиардов рублей.
Напомним, президент поручил субъектам РФ к 2022 году построить 42 тысячи километров дорожного полотна. Но сокращение финансирования дорожных фондов приведет к невозможности выполнения этого поручения. Соколов утверждает, что в ближайшие 3 года в эксплуатацию будет введено уже 10 тысяч километров и средства из федерального фонда ситуацию сильно не изменят. За счет федерального дорожного фонда, возможно, построить только 2300 километров дорожного полотна местного и регионального значения.
Территориальные органы управления автомобильных дорог «Радор» ситуацию также подтверждают. В частности, в этом году региональные дорожные фонды заработают 338, 4 миллиардов рублей, когда в прошлом году доход составил 436, 4 миллиардов рублей. Эксперты подсчитали, что график уже сдвинулся, и выполнить поручение президента в срок не удастся. Так в 2013 году было введено в эксплуатацию 1528 километров трасс, вместо планируемых 1741 километров. Схожая ситуация зарегистрирована и на трассах федерального уровня.
По информации агентства «Ведомости», эксперт, принявший участие в обсуждении, уверяет, что для выполнения президентского указа в срок необходим триллион рублей. По данным другого источника, близкого к министерству, порядок затрат подтвержден. Для удвоения дорожной сети необходимо ежегодно 100 – 120 миллиардов рублей дополнительно.
Дворкович отмечает, что в ближайшие месяцы будет предложен сбалансированный вариант, позволяющий обеспечивать финансирование дорожных фондов в полной мере. Для достижения такого финансирования потребуются не только акцизы, но и другие налоги. Какие именно налоговые санкции будут участвовать в этом, будет решено 29 мая после подписания договора о создании Евразийского экономического союза.