Несмотря на разговоры о завершении кризиса в автомобильной промышленности России, правительство страны решили и дальше поддерживать материально отрасль. Так до 2016 года из бюджета страны планируется выделить 270 миллиардов рублей.
18 января были опубликованы правила предоставления субсидий отечественным автомобильным компаниям на 2014-2016 годы. Речь ведется о компенсации части денежных затрат на производство автомобилей экологических стандартов «Евро-5» и «Евро-4», поддержание гарантийных обязательств, на НИОКР и потребление энергоресурсов, а также содержание рабочих мест.
В соответствии с опубликованным проектом в 2014 году планируется субсидировать 84,3 миллиардов рублей, в 2015 году субсидии вырастут до 90,1 миллиардов рублей, а в 2016 году размер субсидий вырастит до 96,6 миллиардов рублей. В итоге за 3 года автопроизводители получат от государства около 270 миллиардов рублей.
Субсидии получат и автокомпании, и присоединенные к ним структуры, оказывающие услуги по производству машин. Вместе с тем каждое предприятие, получившее государственную помощь, сможет компенсировать до 90% от общей суммы затрат. Денежные средства будут переводиться ежеквартально. Впрочем, государство предусмотрело и статью отказа в выплате субсидий по причине недостаточности бюджетных ассигнований.
На период с 2014 по 2016 год больше всего будет выделено на содержание работников автомобильной отрасли. Так на три года выделяется 162,4 миллиарда рублей. В свою очередь, на выпуск экологических машин выделяется 81,2 миллиарда рублей. Для компенсации энергозатрат и научной работы будет субсидировано 19 и 8,1 миллиардов соответственно.
Государственные субсидии направлены на достижение целевых показателей развития российской автомобильной промышленности к 2020 году. По сообщению агентства «Коммерсант», такая мера стала необходима для компенсации негативного воздействия от уплаты утилизационного сбора российскими автопроизводителями.
В 2013 году Европейская комиссия уравняла условия для внешних и внутренних компаний, работающих на территории РФ. Таким образом, если импортерам необходимо платить сбор на утилизацию, то и все другие без исключения компании должны его уплачивать. С нового года, утилизационный сбор затронул как отечественные, так и иностранные компании.
Министерство финансов отмечает, что от уплаты УС отечественными компаниями с 2014 по 2016 года бюджет пополнится на 383 миллиардов рублей. В результате оговоренный размер компенсаций будет покрывать около 70% затрат автозаводов.
Источники утверждают, что главным условием получения субсидии будет производство автомобилей в режиме промышленной сборки. Единственным исключением станет автозавод «Автотор», расположенный в Калининграде – особой экономической зоне.
Другие же автопроизводители, не обеспечившие себе промышленную сборку, не смогут получить компенсационных средств. В их число вошли два завода Derways и ТагАЗ. Субсидии также полагаются и компаниям, устанавливающим надстройки на готовые шасси автомобилей LCV и грузового транспорта. Именно эти платежи смогут покрыть 30-процентную нехватку (112 миллиардов рублей) доходов от утилизационного сбора.
Источник также уверяет, что правительство максимально прорабатывал этот вопрос в соответствии с правилами ВТО. Хотя некоторые участники рынка уверены, что некоторые вопросы все же возникнут.