Компания Росавтодор собирается ввести выделенные платные полосы движения по примеру некоторых западных стран, где подобные скоростные «выделенки» уже давно и успешно применяются на дорогах.
Агентство «Коммерсант», ссылающееся на сообщение Федерального дорожного агентства, утверждает, что в мировых масштабах аналогичная схема организации дорожного движения имеет высокую популярность. В часы загруженности на магистральных дорогах открывается скоростная платная полоса движения, желающие могут быстро промчаться по загруженному участку после оплаты в автоматизированной системе сбора. Где будут располагаться эти полосы, и сколько будет стоить проезд по выделенным полосам, не сообщается.
Росавтодор делает акцент на популярность «выделенок» на западе. В Израиле и США уже применяются платные выделенные дороги с гибкими тарифными ставками, стоимость которых меняется в зависимости от загруженности движения. Росавтодор считает более привлекательной модель, используемую в Израиле. Руководитель компании Старовойт Роман, увидев в действии подобную модель, оценил успех новой схемы и для России.
Первые платные полосы движения (fast line) появились в Израиле в 2011 году. Первым участком стал отрезок трассы от аэропорта Бен-Гурион до Тель-Авива. Цена проезда по скоростному участку зависит от загруженности улицы и колеблется в диапазоне 7-85 шекелей (70-850 рублей). Какова цена проезда по скоростному участку водитель узнает из установленных над дорогой информационных табло, где отображается актуальная стоимость проезда.
Специальные детекторы, считывают с транспондера, установленного в автомобиле, радиометку, используемую для оплаты. Если же машина не оборудована подобным устройством или же денег на счете недостаточно для оплаты проезда, то за выезд на выделенную платную дорогу водителю по почте автоматически придет штраф. Бесплатный проезд по платным полосам разрешен для автобусов и автомобилей с 3-4 пассажирами.
«Коммерсант» добавляет, что расчетов строительства и содержания платных скоростных «выделенок» пока нет. По заявлению «Росавтодора», для организации такого новшества необходимы инвестиции. Ведомство пояснило, что частный инвестор может достроить одну полосу движения за собственный счет, после введения в эксплуатацию зарабатывает на платном отрезке, возвращая вложенные средства. Именно такой способ применим в США.
Эксперты дорожного движения сомневаются в эффективности метода в России, поскольку российские автовладельцы всегда стараются каким-либо способом обмануть систему. Вводить платные полосы будет приемлемо только на трассах с 3-4-полосным движением. В свою очередь, водители должны понимать, что за проезд по выделенной полосе с них будут взиматься деньги. Координатор движения «Синие ведерки» Шкуматов Петр переживает, что на практике может получиться так, что к существующей «убитой» полосе движения добавят дополнительную новую, за проезд по которой, собственно, и начнут брать деньги. Водители, ощущая какой-то обман, будут искать различные способы обойти установленные тарифы, виляя между камерами с одной полосы на другую, либо вовсе заклеивая номерные знаки.
Руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин считает, что для инвестора также существует много «минусов», которые могут возникнуть в процессе строительства. Так придется решить множество юридических вопросов, к примеру с землеотводом. К тому же в России немного широких дорог, где возможно ввести платную выделенную полосу.