Автор: Роберт Есенов, DRIVE.RUФото Драйва и компании Nissan
Рестайлинговый Nissan GT-R начнут продавать в Японии не раньше декабря 2013 года, а на всех других рынках машины поступят к дилерам в самом начале 2014-го (в России — весной). Модификация Nismo у себя на родине будет доступна с февраля следующего года, а в США и Европе — с лета. Даты старта реализации 600-сильного купе на нашем рынке пока не подтверждены.
Т янулся за мной один грешок — не ступала моя нога в суперкар Nissan GT-R. То есть, я, конечно, сидел в нём, слушал, как басит на холостых оборотах выпускная система, но даже пассажиром ни разу не катался. А ведь этот автомобиль своим появлением моментально навёл шороху в сегменте суперкаров благодаря беспрецедентному соотношению безумных динамических характеристик и скромной цены. А тут и повод восполнить досадный пробел нарисовался — пригласили на ездовую презентацию в очередной раз модернизированного «джи-ти-ара». Сильно ли отличается от него двухдверка 2012 модельного года, с которой я провёл несколько ноябрьских дней?
В России Nissan GT-R довольно популярен — с лета 2009-го по середину осени 2013-го наши дилеры продали 382 суперкара. Притом что цены регулярно поднимались: в начале продаж они стартовали с 4 029 000 рублей, а сейчас базовая сумма равняется 4 620 000. А всего по миру с 2008 года разошлось около 24 тысяч «джи-ти-аров».
Дореформенный GT-R врезался в память своей зашоренностью. Он создан во имя одного — скорости! Он ею пленяет, пугает, радует и огорчает (соседей по потоку). Всё в этом автомобиле заточено под скоростную езду, все механизмы нацелены на достижение одной цели — быть самым быстрым. Но за колоссальное превосходство на дороге (а GT-R динамичнее многих суперкаров современности) расплачиваться будете сполна: езда по дорогам общего пользования превращается в сущий ад. Дьявольски жёсткая и шумная машина, после которой у водителя и пассажиров болит всё, что только может болеть. Даже те, кто во снах видел себя за рулём грозного Ниссана, после 20 минут тягот и лишений отказывались продолжать движение, умоляя отпустить их к маме.
Главные новшества обновлённого «джи-ти-ара» — декоративная накладка под углепластик на приборной панели, прострочка нитками постамента вокруг рычага коробки передач и отделка интерьера кожей цвета слоновой кости.
Отличительные черты версии Nismo — руль с нулевой меткой и отделкой алькантарой, тахометр с красным полумесяцем, кресла-ковши Recaro с углепластиковыми корпусами и слегка нелепая плашка Nismo под дисководом.
Вот эту асоциальность японские инженеры и стремились исправить. «Годзилла» к человеку стала дружелюбней. На небольших скоростях руль с гидроусилителем стал чуть легче, и это ощущалось с первых минут движения. Суперкар после ревизии подвески на трещины в асфальте реагирует чуть менее нервно, лучше сглаживает удары от более крупных неровностей. Но, честно говоря, в глобальном смысле толку от этого ноль — спортивный Nissan остался таким же грубым автомобилем с налитым чрезмерным усилием рулём, каменной подвеской и дёрганым «роботом», который переключаться плавно не умеет в принципе. И только по шумоизоляции мы отметили безоговорочный прогресс — теперь шум в салоне не переходит границ разумного.
Легче всего реформенный GT-R можно узнать по головной оптике — в каждой фаре теперь по три светодиодных прожектора и зигзагообразный диодный элемент. Кроме этого японцы подретушировали фонари на корме (появились диодные сплошные кольца), переделали декоративные накладки над прорезями в передних крыльях и добавили в гамму колёсные диски с новым дизайном.
Во внешности купе GT-R Nismo немало углепластика. Его использование в бамперах позволило уменьшить их суммарную массу на 20%. Также из композита сделаны накладки на пороги, часть антикрыла и вся крышка багажника (опция для обычных «джи-ти-аров»). Наружные элементы играют и важную роль в аэродинамике: благодаря им на скорости 300 км/ч прижимная сила увеличилась на 100 кг.
А почему рестайлинговый GT-R не прибавил в мощности? «Чтобы не нарушать баланс между двигателем и ходовой частью» — так говорят инженеры Ниссана. Но мы видим более вескую причину: появление в гамме купе Nissan GT-R от придворного ателье Nissan Motorsports. Зачем делать обычный GT-R мощнее, если любителям погорячее теперь доступен Nismo-автомобиль? К тому же популяризация бренда Nismo (а именно к этому сейчас стремятся японцы) получит мощный импульс благодаря доработанному в заводских условиях «джи-ти-ару». Суперкар Nissan GT-R распиарен на все лады по всему миру, а его Nismo-версия — квинтэссенция бренда Nissan Motorsports — живое воплощение любви ниссановцев к автомобилям.
Рулевое управление у «джи-ти-ара» — исключительно информативное! Ладонями ты легко почувствуешь даже потрёпанную жизнью линию разметки на дороге, а траекторию в вираже можно выстраивать с аптекарской точностью.
И вот сижу я в 600-сильном купе GT-R Nismo, сжимаю руль, отделанный алькантарой, чувствую, как меня сжимают облегчённые кресла Recaro с углепластиковой тыльной стороной. Перед глазами — выезд с пит-лейна на трек Sodegaura Forest Raceway. Но даже моргнуть не успею, как пролетят три полноценных круга по 40 секунд, и я, наполненный до краёв чувством недосказанности, сниму гоночный шлем и перейду в режим ожидания трансфера до отеля. Чем мне поделиться с читателями после этой скоротечной поездки? Скажу, что Nismo с жадностью неистового зверя поглощает расстояние на прямиках, что без промедления реагирует на команды рулём, что тяготеет к недостаточной поворачиваемости при грубой работе газом и что сохраняет удивительную цепкость, даже когда гладкое покрытие неожиданно сменяется бугристой поверхностью. Нет претензий и к тормозам Brembo, которые позволяют оттягивать момент жёсткого торможения до последнего.
Купе Nissan GT-R образца 2009 года проезжало Северную петлю за 7 минут 29,03 секунды, машина 2010 модельного года сделала это за 7 минут 26,04 секунды, а «джи-ти-ару» образца 2012-го Нордшляйфе покорилось за 7:18,6. И кто теперь с уверенностью скажет, что все эти результаты были достигнуты на серийных автомобилях?
Но такой автомобиль требует большего внимания и больше времени на изучение доработок, которых не так уж и мало. У «джи-ти-ара» от Nismo на 10 мм расширена передняя колея (до 1600 мм), перенастроены пружины и адаптивные амортизаторы Bilstein DampTronic для большей отзывчивости и точности в предельных режимах. Вдобавок увеличен кастор передних колёс для оптимизации положения колёс при больших боковых нагрузках в поворотах, а также увеличилась жёсткость крепления колёс к ступицам за счёт иных болтов. Толщина полого заднего стабилизатора поперечной устойчивости увеличена до 17,3 мм, что должно уменьшить крены в виражах. К тому же GT-R Nismo весит на 20 кг меньше стандартного купе, и благодаря облегчённым колёсным дискам должны снизиться вибрации неподрессоренных масс. По-хорошему на трассе Sodegaura нужно было бы задержаться на денёк.
Инженеры поработали над снижением шума от мотора во всём диапазоне оборотов. Подтверждаю: в салоне двигатель проявляется в меньшей степени. Хотя мне и жаль, что в диапазоне от 2000 до 3000 об/мин при плавной работе акселератором «шестёрка» лишилась грубого «грузового» звука, напоминающего о купе Bentley Continental GT W12.
Был ещё один грустный момент. Помните закамуфлированный Nissan GT-R Nismo, на котором Михаэль Крумм проехал Северную петлю за 7 минут 08,679 секунды? На статичной презентации «джи-ти-ара» 2014 модельного года нам сказали, что это абсолютно серийный автомобиль, но в исполнении Track Package. И высокое антикрыло, и аэродинамические элементы на передних крыльях будут доступны на машинах, предназначенных для продажи. Этот же GT-R, который поставил рекорд Нюрбургринга для «джи-ти-аров», стоял в одном из павильонов на территории гоночного трека. Можно было ходить вокруг него, заглядывать в салон, но крышку багажника открывать запретили. Только после обещания ничего не фотографировать выяснилось, что между салоном и багажным отсеком вживлена углепластиковая перегородка во всю его ширину. Заглянули под днище — а там множество плоских панелей из углеволокна, которыми оно полностью закрыто. И, как вы понимаете, эти элементы в Track Pack уже не входят…