Пока Mazda MX-5 и Subaru BRZ были на редакционном тесте, мама каждое утро спрашивала: «Ты сегодня на красненькой машине или на синей?» Если я отвечал, что на «красненькой», мама говорила: «Будь аккуратней». Если я собирался ехать на работу на синей, мама не волновалась. Мнение мамы совпало в итоге с мнением редакции: Mazda MX-5 мои коллеги признали более спортивной, чем Subaru BRZ. Но я с этим не согласен!»
Mazda каждый год продает в России по нескольку десятков MX-5. Пик пришелся на предкризисный 2008-й, когда реализовали 115 машин, «яма» — на посткризисный 2010-й, когда на руки ушло лишь 40 спорткаров. Злые языки утверждают, что большую часть родстеров потребляет гонщик Кесельман, руководящий Mazda Sport Academy, но мы не будем им уподобляться. У Subaru ситуация еще более гомеопатическая. С момента запуска в прошлом году хозяев нашли только… 38 экземпляров, притом что плановая российская квота на 2013 год – 250 шт. О квоте на следующий год в московском отделении Subaru деликатно умалчивают…
По обыкновению, начать хочется с печального. С того, что российского потребителя дискредитируют, и что участь наша – глотать пыль или в лучшем случае – обивать пороги серых дилеров. Но в данном случае речь веду не о недоступных модификациях тестовых моделей, а о ценах…
Общеизвестно, что Mazda MX-5 – самый популярный в мире «двухместный спорт-кар». По крайней мере, так утверждает Книга Гиннеса. Очередной рубеж покорился машине в ноябре 2011 года: с конвейера сошел 900 000-й экземпляр. Интересно, растиражируют ли MX-5 до миллиона штук к тридцатому дню рождения, который случится в апреле 2019 года?
Так вот, друзья, вопрос такой: а как вы думаете, почему этот махонький автомобильчик так популярен? Да потому что в США, например, машина стоит 750 000 рублей (уже в пересчете), в Германии – 950 000 рублей (тоже в пересчете). У нас цена стартует от 1,3 миллиона. Да, базовая российская версия снабжается жесткой складной крышей и более пригодна к зиме, чем исполнение с мягким верхом, но, думается, что исходный ценник «с тряпкой» был бы немногим ниже.
Что до BRZ, то все механизмы и роботы японского завода Fuji Heavy Industies в Гумме буквально выбиваются из сил, не выключаясь ни на секунду все три смены. Однако менеджерам Subaru радости от этого мало, ведь только каждая пятая машина отходит FHI, на остальные же вешают шильдик Toyota либо Scion. Собственно, понятно, кто в этой ситуации платит за музыку. Спрос на BRZ почти ажиотажный: в первые месяцы выпуска в Японии он превышал прогноз аж вчетверо. Представляю себе, какое цунами поднялось бы, воплоти авторы проекта свой замысел и выкати купе за 20 000 долларов!
Впрочем, с «двадцаткой» не получилось не только в России. Немцы сокрушаются: для них базовая цена в пересчете составляет 1, 24 тыс. рублей. В США, конечно, все легче: от 800 тыс. Теперь о стоимости наших «живых» редакционных экземпляров: BRZ – 1 436 000 руб., Mazda MX-5 1 378 000 руб.
С деньгами – все. Теперь к машинам.
С Subaru BRZ у меня сразу вышла любовь еще прошлой весной. Презентацию устроили в Каннах, и я в прекраснейшем настроении раскатывал по живописным окрестностям, причем не только на исполнении с ручной коробкой, но и с автоматом, которое в РФ не поставляется. Помню, как восторженно местные реагировали на купе, а парочки просили взять в машину – прокатиться. Тем удивительнее было мнение моих коллег по Auto.ru. Один из них сказал: «Это машина, с которой я не нашел общего языка и не хочу его искать». Второй: «Тихоходная ерунда, совершенно овощное купе».
Что такое?! Я ведь помню, как с год назад, уже в августе, весь день без устали шлифовал круг за кругом на кольце Бикерниеки, что рядом с Ригой. И упивался точностью прохождения поворотов, реакциями двигателя на газ, чудными настройкам сцепления – достаточно лишь четверти хода педали, чтобы включить очередную ступень. И тут – на тебе, народное, понимаешь, недовольство…
В ответ на вызов я толкнул пламенную речь в защиту BRZ, на что сотрудники предложили мне разрешить спор, не отходя, что называется, от редакции. Мы вышли на ближайшую дорогу (полдень, машин нет) и устроили соревновалку между BRZ и находящимся на длительной эксплуатации дизельным Kia Sorento. В небольшой подъем взяли старт с места и… «пенсионерский» кореец я достал только когда стрелка спидометра подошла к 100 км/ч. У меня был шок. Повторили испытание – опять шок. Захотелось пива… Чтоб не позориться окончательно, заезд BRZ с MX-5 под предлогом надвигающегося совещания я отменил.
В чем же дело? Да дело в том, что когда я, слившись с BRZ воедино, искал нужные траектории на латвийской трассе, то вверх я переключался «по лампочке» (она загорается когда стрелка тахометра переваливает за 7000 об/мин), а подтормаживая мотором, не давал коленвалу расслабиться и понижался, едва обороты опускались до 4500 об/мин, а то и раньше. Тут имеет смысл обратиться к техническим данным: максимальный крутящий момент оппозитника BRZ – 205 Нм в диапазоне 6400-6600 об/мин. Теперь посмотрим кривую момента на внешней скоростной характеристике: здесь обнаруживаем «всплеск» до максимума на отрезке 2800-3200 об/мин. Но. Беда в том, что водителя японского купе сложно убедить красивой технической картинкой: до 4000 об/мин движок «спит», тяги почти нет. С чем это связано, понять трудно, но зато очень легко объясняется, почему старичок Sorento с «полкой» в 436 Нм, начинающейся с 1800 об/мин на первых десятках метрах дистанции оставляет позади BRZ. Увы, эта субарка, не стритфайтер…
А что там Mazda? До «сотни» она разгоняется медленнее, но вот до «полусотни» — опять-таки обставляет японскую конкурентку. По этой части «безбашенная» дарит владельцу куда более яркие ощущения, чем «оборзевшая».
Вспоминаю свою поездку на Porsche 911 Turbo еще предыдущего поколения. Это был кабриолет, разогнанный мной до 320 км/ч. Ехал я со сложенным верхом, и до 280 км/ч была прекрасно слышна музыка, а в кокпите – ни ветерка! И кепка моя не cлетела с головы. С MX-5 все наоборот. Два денька я гарцевал со сложенной крышей – мне едва не продуло шею. Я даже хотел обмотаться шарфом, но потом понял, что для комплекта нужны еще и шлем и очки – примерно как у Алена Делона в «Искателях приключений», когда он пилотировал «этажерку». Вот, есть точная ассоциация. MX-5 идеологически и представляет собой «кукурузник», в том смысле, что если уж Morgan в нашу страну официально не поставляется, то единение водителя с окружающим его пейзажем вполне себе достойно обеспечивает и родстер от Mazda.
Складная жесткая крыша – великое дело. Тут даже сам процесс доставляет удовольствие. Большой рычаг, освобождающий секции, поддается, только если водитель не забыл нажать кнопку-предохранитель. Затем боковые стекла чуть опускаются, верх «разваливается» на две части и упаковывается в нишу. Самое главное в эту нишу не положить какую-нибудь вещицу, потому что в этом случае одна из железок замнется, а ремонт, надо полагать, недешевый. Короче говоря, состояние крыши не влияет на размер багажника – отсеки разделены.
Впрочем, водителям, озабоченным экономией денег на бензин, даже в жару лучше ездить с поднятым верхом. Дело в том, что при движении в городе разница в расходе горючего со сложенной и с «расправленной» крыше составляет 2,0 л/100 км. Меня, признаться, это здорово удивило, ведь принято считать, что аэродинамика начинает «работать» на скоростях выше 90 км/ч, а тут на тебе. При сложенной крыше расход в городе зашкаливает за 12,0 л/100 км, с поднятой можно уложиться в «десятку».
Другое дело, что связь с природой водителю MX-5 дает не только сложенная крыша. «Играет на ветру» и кузов, которому явно не достает жесткости. Не сказать, чтобы это сильно затруднило прохождение поворотов, нет, скорее специфическая рулежка дополняет палитру впечатлений от вождения. Здорово добавляет и подвеска, с которой машина подпрыгивает на каждой из неровностей. Вообще, самое комфортное что есть в Mazda – это… ковшеобразное кресло Recaro. И еще одно впечатление: видно, что MX-5 нынешнего поколения устарела и была создана десять лет назад. Но я бы с радостью приобрел бы себе такую игрушку. Конечно, по американской цене…
Теперь к BRZ. Машина выглядит куда как дороже, чем MX-5. Ковши той же фирмы жестче и бескомпромисснее предлагают поддержку, местами очень радует качество материалов, например на рулевом колесе, имеющем к тому же утолщения в местах профессионального хвата. Посадка в Subaru чуть ниже, вертикальная центральная консоль настраивает на спортивную езду, к ней же подхлестывает и короткоходный рычаг коробки. Вспоминаю первые впечатления от механизма переключения – превосходно. Такого нет ни на одной из Subaru – а я ездил на всех, поверьте. А учитывая, что после рестайлинга Legacy / Outback с «ручкой» у нас недоступны, так считай, что BRZ – единственная из «звездных» машин, доставляющая реальное удовольствие от вождения. Потому как более доступной Impreza, порадовать владельца, увы, почти нечем. Видать, потому и продается из рук вон плохо.
Собственно, 6-ступенчатая коробка на BRZ хороша оттого, что это единственный агрегат, поставляемый Aisin, все остальные КП Fuji производят сами, хотя и используют для этого компоненты сторонних производителей. Например, цепь на вариаторные коробки поставляет немецкая LuK. (На Mazda, к слову, тоже коробка от Aisin).
Но есть родственные черты у этой BRZ-ки и с другой японской машиной… Нет, дорогой читатель, не с клоном Toyota GT86, хотя направление верное. Аудиосистему (с небольшими модификациями) на субаровкое купе взяли от… Toyota Corolla восьмого поколения. И в этом свете литера Z, расшифровываемая в аббревиатуре BRZ как Zenith, обретает несколько комический смысл. Но по мне это совершенно не перечеркивает все прелести этого автомобиля. Да, использовать флешку с набором треков – радости мало, но я прощаю эту маленькую слабость своей любимой (из субаровского набора) – машине.
Как она ведет себя на шоссе!! В один из дней мне по служебной надобности пришлось дать крюк в 500 км. Прекрасно! Вот это настоящее спокойное прогулочное купе. И пусть оно всем проиграет на светофоре, но раскрутите коленвал за 5000 об/мин, и тогда машину не удержать. На скорости 200 км/ч на дороге «борзая» стоит как влитая. Никакой боковой ветер, ну разве что ураганный, не сдвинет ее с траектории. В таких условиях «разболтанная» MX-5 пошла бы на взлет. Я уверен, что BRZ ждет долгая жизнь, и у нее, как и у родстера Mazda сложатся прекрасные отношения с книгой Гиннеса.
Одно неприятно: зачем-то заливать в BRZ просят 98-й бензин. Что это за мода? Из-за того, что на оппозитник поставили тойотовскую D-4S (две форсунки на «котел»: одна прыскает в цилиндр, вторая – в коллектор)? Ответственно заявляю, что машина рада и 95-му. И, к слову, расход по городу у меня – меньше девяти литров.
А на следующей неделе я отправляюсь в Прибалтику – буду проходить на «борзой» легендарные советские раллийные допы. Когда сказал об этом маме, она пожала плечами: «Поедешь на синенькой машине, это которая едет еле-еле?»…
Mazda MX-5 – 1 378 000 руб. Subaru BRZ – 1 436 000 руб.
Источник: Avto.ru Автор: Сергей Арбузов, Фото:Avto.ru