Говорят, существует калиновое варенье. Говорят, вкусное, но я не пробовал. Пробовал только морс, кисель и свежую калину, толченую с сахаром. И еще совсем недавно попробовал Lada Kalina. Надо признаться, намного интереснее, чем морс и кисель. И даже варенье, я думаю, «отдыхает».
Презентацию Lada Kalina в Карелии АвтоВАЗ устроил не только потому, что ему захотелось, чтобы мы попробовали «Калину». Главный повод — появление новых модификаций. С двигателем 1,4, двумя подушками безопасности и АБС. Плюс к этому, вскоре появятся универсал и машины с кондиционером. Но их мы пока не видели. Ездили только на седанах и хэтчбеках: со старым мотором 1,6 и новым 1,4-литровым шестнадцатиклапанником.
Lada Kalina с момента своего появления стала героиней анекдотов. Анекдоты я слышал, в том числе смешные. Смеялся, но на «Калине» до недавнего времени так и не ездил. Поэтому в отличие от большинства коллег я приехал на презентацию с «девственным» сознанием. Не выискивал отличия между машинами из первых серий и нынешними, а смотрел на «Калину» как на новый продукт. И вот что получилось.
Да, да. «Калина» оказалась на удивление просторной. И спереди, и сзади в ней (по крайней мере, субъективно) больше места, чем в «Приоре», которая в вазовской линейке стоит на ступеньку выше. Мало того, «Калина» почти не уступает по размерам салона общепризнанному лидеру Renault Logan.
Обычно, когда садишься в «советскую» машину, в глаза бросаются всякие недоделки и несуразности. От лязгающих замков дверей и неравномерных кузовных зазоров до ломающихся кронштейнов, заедающих ручек… Даже в «Приоре», которая на голову выше большинства отечественных автомобилей, я помню, были замечательная надпись «open» посреди центральной консоли , дурацкие кронштейны спинки заднего сиденья и отламывающийся лючок багажника…
А в «Калине» ничего этого нет. Садишься и думаешь: нормальная машина за свои деньги. Есть, конечно, ляпы вроде чересчур цветастой обивки с «выжжеными» в ней ягодами калины или неаккуратных пластиковых заглушек в обивке.
В последний вечер нашей презентации я даже подошел к главному конструктору машины Василию Батищеву и спросил: «Василий Евгеньевич, а почему заглушки такие некрасивые?». А он в ответ посмеялся и сказал «спасибо». Потому что, если я задаю вопросы про такие мелочи, то это значит, что в целом машина получилась очень достойной.
«Калина» появилась в продаже два с лишним года назад. Тогда это были только седаны в стандартной комплектации с восьмиклапанным мотором 1,6. Теперь, как уже говорилось выше, появился новый мотор 1,4.
Несмотря на меньший объем, новый двигатель получился мощнее (90 лошадиных сил), приемистее, тише, экономичнее и даже надежнее, чем старый. К примеру, ремень ГРМ не требует замены до пробега 200 тысяч километров.
На 1,6-литровые машины теперь ставится АБС фирмы Bosch, а 1,4-литровые автомобили с АБС пойдут в продажу в ближайшем будущем — сейчас они проходят сертификацию.
Кроме того, появились новые материалы обивки салона, складывающееся по частям заднее сиденье, две подушки безопасности и ремни с преднатяжителями.
Но главное, пожалуй, не это. Вазовцы утверждают, что очень сильно повысилось качество машин. У первых «Калин» было очень много детских болезней, главная из которых — ненадежный и слишком шумный электроусилитель руля. Сейчас практически все эти болезни излечены…
По большому счету, у «Калины» нормальная эргономика. Садишься за руль, довольно быстро и легко находишь удобное положение и едешь. Нет, конечно, это далеко не седан бизнес-класса: здесь великоват руль, сиденье слишком мягкое и нет регулировки по высоте, тугой механизм КПП… Но и стоимость, простите, не 50, не 20 и даже не 15 тысяч долларов.
Поэтому перестаем придираться, втыкаем первую (именно втыкаем, потому что коробка тугая), трогаемся и едем. И новый 1,4-литровый мотор, как выясняется, очень неплохо «крутится». На «низах» тяги практически столько же, как у старого восьмиклапанного, а после 3,5 тысяч оборотов он словно обретает второе дыхание. И «крутится» до ограничителя без воя, характерного для мотора 1,6, с вполне иномарочным, благородным звуком. Правда трансмиссия, к сожалению, немного «подвывает».
Несмотря на нормы Евро-3, которые немного «притупляют» двигатель, 1,4-литровый мотор получился отзывчивым и, я бы даже сказал, азартным. Собственно, с момента трогания я ни разу не опускал стрелку тахометра ниже 3,5-тысячной границы.
Первые километры мы ехали по довольно ровной и относительно прямой дороге вроде подмосковной «бетонки». И тогда я сетовал, что подвеска у «Калины» слишком мягкая, а крены в поворотах великоваты. Но потом асфальт резко испортился, и я искренне впечатлился безразличием, с которым она воспринимает ямы глубиной 15-20 сантиметров. Точнее, не совсем так: если ехать медленно, или тормозить перед этими ямами, то колесо «провалится», и подвеске будет «больно». А если следовать принципу «больше скорость — меньше ям», то «Калина» демонстрирует прямо-таки чудеса «адаптированности» к российским дорогам.
Впрочем, карельская «дорожная сеть» изобилует не только ямами… Говорят, что построить прямые трассы на северо-западе России практически невозможно — слишком много озер и болот, которые дорожникам приходится обходить. Поэтому, какую дорогу не возьми — получится раллийный спецучасток со сплошными спусками и подъемами, крутыми виражами, и, что не менее важно, практически полным отсутствием «посторонних» машин.
Ловя настоящий кайф от всего этого, я совершенно забыл, что машину на презентации надо не только водить, но еще и фотографировать, и обогнал всех коллег, останавливавшихся для «фото-пит-стопов». И вот, на очередном повороте наш 1,4-литровый седан догнал другую «Калину», которая, судя по всему, фотографироваться не собиралась и прибавила ходу.
Пытаюсь не отставать, очередной вираж, вхожу в поворот практически на пределе, и «Калина» очень наглядно демонстрирует то, что принято называть диагональной раскачкой. Переднюю ось не то, чтобы сносит наружу поворота, — она туда предательски «крадется». И водителю становится, прямо скажем, страшновато.
Как потом выяснилось, есть довольно простой способ борьбы с таким поведением «Калины» — нужно сильнее загружать переднюю ось, и тогда можно не просто ехать быстро, но еще и «играть» с заносом задней оси. Впрочем, о чем это я?! Скорее о том, что семейный седан имеет склонность к опасной диагональной раскачке. И это, несмотря на мягкость и энергоемкость подвески, плохо. Плохо и небезопасно.
Эта глава, если вы помните, называется «она разная». И она — «Калина» — действительно разная. После обеда я пересел за руль хэтчбека с мотором 1,6 и начал… недовольно морщиться. Двигатель уже с трех тысяч начинает противно выть, «наверху» — никаких подхватов. Ровный, но очень скучный характер.
Кроме того, что 1,6 «не едет» и «воет», он еще и вибрирует, особенно на низких оборотах. И, наконец, у такой машины гораздо больше расход топлива. Если «Калина»-1,4 при всем желании не могла «съесть» больше 10,5 литров на «сотню» — это когда стрелка тахометра не отходит от красной зоны — то 1,6 легко уплетает 12-14 литров.
Впрочем, несмотря на «неспортивность» старого мотора, я все равно поехал быстро, и был поражен тем, как хэтчбек отличается от седана. Если поведение седана в предельных режимах можно назвать ненадежным, то «хэтч» проходит виражи как по рельсам. И никакой раскачки.
Да, конечно, не спорткар. Руль пустоват. Коробка, опять же, туговата, крены в поворотах значительные. Но, простите, и ездим мы по Карелии, а не на «Северной петле» Нюрбургринга. А здесь фантастическая энергоемкость и потрясающая плавность хода — главные достоинства.
Вазовцы, конечно, были не очень рады такому «подарку». А я, признаться, даже не успел осознать свою вину — всю дорогу оставался под впечатлением, что после такого удара в подвеске не появилось ни малейшего люфта, и не сбились углы установки колес. Проще говоря, машина поехала дальше как ни в чем не бывало. Вот это подвеска!
Здесь, пожалуй, есть смысл повторить слова, которые я сказал вазовцам: вполне бы ездил на «Калине»-хэтчбеке с 1,4-литровым мотором, АБС и кондиционером. И особенно бы не ворчал за такие деньги. Впрочем, такой машины пока еще нет — АБС ставится лишь с «восьмиклапанником», а кондиционер появится после Нового года. Так что через некоторое время, как обещают, все будет.
Несмотря на то, что машина в целом неплохая, возникает одна немаловажная проблема. «Калина» в цене не слишком уступает своим прямым конкурентам вроде Renault Logan и Chevrolet Lanos. А покупать российские автомобили у нас привыкли лишь в том случае, если они намного дешевле.
Создатели «Калины» уверяют, что она не должна быть дешевле доступных иномарок, потому что она ничем не хуже их. Лично у меня нет оснований этому не верить, тем более я знаю про отдельный цех, где она производится, современные технологии, и тому подобное…
Перед АвтоВАЗом же стоит совершенно новая для него задача — продавать автомобиль, который практически лишился традиционного для тольяттинских машин конкурентного преимущества — дешевизны. Да, появились другие качества, но это придется доказывать — варить «калиновое варенье» из качественного продукта и хорошего маркетинга.
Кстати, цены на Lada Kalina начинаются на отметке 238 тысяч рублей и заканчиваются на 271 тысяче. Но это лишь до тех пор, пока не появится версия «люкс» — она будет дороже.
Источник: auto.lenta.ru
Фото Ленты.Ру