В конце 1918 году войска восставшего чехословацкого корпуса использовали Иркутск в качестве перевалочной базы по дороге во Владивосток, через который они возвращались на кораблях домой. Тогда Байкал впервые за свою историю видел так много чехов одновременно у себя на берегу – как утверждает «Википедия», из Урала и Западной Сибири через океан до Европы добралось около 72 тысяч чешских солдат и офицеров.
И место, и время проведения тест-драйва были выбраны удачно. Во-первых, начало августа на Байкале «высокий сезон». Настолько высокий, что самые храбрые журналисты даже искупались в Баргузинской бухте, температура воды в которой вряд ли превышала 15 градусов по Цельсию.
Во-вторых, кроме водных процедур Забайкальский национальный парк знаменит своей природой. Там хватает и зверей, и птиц, которые чаще встречаются на страницах Красной книги, чем в их естественной среде обитания. Хороший, но не самый безобидный пример местного биоразнообразия – это медведи, которые регулярно обходят берега озера в поисках съестных остатков после отдыха туристов. Организаторы даже попросили нас не отходить далеко от лагеря без сопровождения – мало ли кто может встретиться в сибирском лесу.
Во вседорожных испытания принимали участие кроссоверы с двумя размерами колесных дисков — 16 и 17 дюймов. Известно, что на камнях и кочках толстые шины «живут» дольше. Поэтому 16-дюймовым «каткам» было больше доверия. Однако, как показала практика, даже относительно низкопрофильная 17-дюймовая резина вполне жизнеспособна в суровых сибирских условиях.
Но мы приехали на Байкал не для того, чтобы изучать популяцию лебедя-кликуна или орлана-белохвоста, поэтому, многочисленные пернатые обитатели парка спокойно барражировали на высоте или занимались своими делами в кустах, не опасаясь нескромных биноклей прямоходящих исследователей. Мы тем временем тестировали на местных дорогах и бездорожье чешский кроссовер.
Побережье образованного наносными породами Чивыркуйского перешейка напоминает Прибалтику – сосны и дюны. По этому песку и была проложена первая трасса для «Йети». В ходе короткого инструктажа организаторы попросили нас выключить систему стабилизации и режим off-road, так как эта электроника мешает колесам буксовать, а затем посоветовали как можно реже останавливаться, не выезжать из колеи, и отправили вереницу кроссоверов штурмовать барханы.
Оказалось, что до тех пор, пока «Йети» хватает 180-миллиметрового клиренса, глубокий песок для чешского кроссовера — не проблема. Подпрыгивая на крупных кочках, вседорожник упрямо разгребает колесами песчаные волны. Глубокие лужи «чех» тоже спокойно проезжает в брод. Правда, перед форсированием неизвестного водного препятствия его глубину лучше все-таки промерять палкой или пешим ходом, чтобы избежать неприятных сюрпризов, вроде глубоких ям. И вообще, лучше не спешить. Как нам объяснили организаторы, если машина поднимает большую волну, которая заливает капот, газ нужно сбросить.
Останавливаться и трогаться вновь на сыпучей поверхности тоже можно, но при этом необходимо искать места «помельче»: если колеса машины будут глубоко закопаны в песок, двигателю может не хватить тяги на низах, чтобы выкопаться. И пусть по паспорту 152-сильный турбомотр выходит на максимальный крутящий момент в 250 Ньютон-метров уже при 1500 тысячах оборотов, в реальности для преодоления серьезных препятствий двигатель нужно стараться держать в диапазоне 2500–3000 оборотов в минуту.
Поехав по песчаной тестовой трассе во-второй раз, мы периодически застревали в сыпучем грунте. Но причиной тому были исключительно коллеги-журналисты, которые в поисках удачного ракурса перегораживали дорогу, из-за чего их приходилось объезжать по обочине. Во-время первого круга, когда дорога была свободна, наш «Йети» не остановился ни разу.
Поменяв поврежденный автомобиль на исправный, мы отправились покорять горные дороги на полуострове Святой Нос. Здесь «Йети» ждали таежный лес, разъезженные грузовиками колеи и скользкие камни, а также крутые подъемы и спуски. На этих препятствиях нам очень пригодилась дезактивированная ранее система off-road.
Например, на подъезде к одной из расположенных на полуострове деревень дорога на несколько десятков метров превратилась чуть ли не в «джип-триальную» трассу. Видимо, в этом месте весной и в сильные дожди дорога становится руслом ручья, по которому вода стекает с горного хребта в Байкал. Так что нашему тестовому кроссоверу пришлось спускаться под горку по мокрым камням, песку и глине, регулярно вывешивая то одно, то другое колесо, и «оффроуд» режим не спасовал.
Чтобы проверить геометрическую проходимость чешского вседорожника можно было и не ездить за пять тысяч километров от столицы — посильных ему препятствий хватает и в ближнем Подмосковье. Но отправиться в Сибирь на «Йети» все-же стоило. Даже просто для того, чтобы проверить европейскую технику и городского человека тайгой.
При медленном спуске по скользким поверхностям Yeti с полным приводом и включенной кнопкой off-road полностью берет на себя управление газом и тормозом, чтобы предотвратить блокировку колес на склоне. Все, что должен делать водитель в такой ситуации – это поставить обе ноги на коврик рядом с педальным узлом и крутить руль, объезжая препятствия. Антипробуксовочная система тем временем борется еще и с диагональным вывешиванием — ее электроника подтормаживает зависающее в воздухе колесо, чтобы передать крутящий момент на сохраняющие контакт с землей остальные три.
На Байкале эти системы работали так же успешно, как и на тесте в Словении, когда мы первый раз доверились электронике «Йети». Хотя, все равно было страшно — казалось, вот-вот машина зацепит обвесом грунт, или мы притремся к какой-нибудь скале. Все-таки, в отличие от «домашних» тестов на тарированных полигонах, байкальские испытания происходили в реальных условиях, где возможны любые неожиданности. В этом мы уже убедились утром во время песчаного теста.
Однако на этот раз тест-драйв завершился успешно. Мы добрались до рыбацкой деревни на мысу Змеиный, полюбовались на Байкал в лучах вечернего солнца, а затем без приключений вернулись в лагерь, чтобы подвести итоги целому дню испытаний чешского кроссовера.
Чуда не случилось — «Йети» на Байкале, даже надышавшись свежего таежного воздуха, не превратился в матерый внедорожник. Например, на песке основное преимущество кроссовера Skoda Yeti перед полноприводными легковушками – это несколько дополнительных сантиметров клиренса. Много или это мало, зависит от амбиций водителя. По крайней мере, мы теперь готовы смело пускаться в песчаные авантюры на Yeti.
Главное, чтобы в багажнике машины, как у наших тестовых автомобилей, лежала саперная лопатка, а на крыше к рейлингам были привязаны сандтраки. Легкий «Йети» несложно откопать и вернуть на проторенный путь, так как далеко от него он просто не сможет заехать. В данном случае работает поговорка: «Если джип маленький, то возможно и не придется идти за трактором».
С другой стороны, при езде на «чехе» по скалам и глубоким колеям попасть в экстремальную ситуацию легче. Поэтому, преодолевая такие препятствия, главное не терять чувство реальности и не стесняться перестраховаться и повернуть назад, если успех предприятия вызывает опасения.
Даже мягкая подвеска «Йети» не способна полностью «разгладить» трясучие горные грунтовки в Сибири. Однако ей по силам сделать передвижение по ним вполне терпимым.
Но главный вывод, который мы сделали после этой поездки, – жители Российской Федерации просто обязаны путешествовать по своей стране. Конечно, пользу отдыха на море никто не отменял, а за ним стоит ехать за границу. Но полностью игнорировать такие места для отдыха, как Байкал, — преступно.
Сосредоточившись на вседорожных покатушках, мы чуть не проглядели тот факт, что мягкая подвеска чешского вседорожника отлично подходит для поездок по разбитым, тряским дорогам без твердого покрытия, вроде тех, по которым мы переезжали от одного тестового участка к другому. По этой же причине «Йети» хорошо подходит и для путешествий на крейсерских скоростях по грейдеру или просто по очень плохому асфальту. Причем у этого вседорожника плавность ход и увеличенный клиренс сочетаются с небольшим, по меркам серьезной внедорожной техники, центром тяжести, а это существенно улучшает его управляемость. Особенно в сложных условиях.
Наконец, турбированный двигатель не только хорошо тянет, но и экономно расходует топливо. На трассе Skoda Yeti с турбомотором объемом 1,8 литра и мощностью 152 лошадиные силы сжигает около семи литров бензина на сто километров. Комфортный и бережливый – именно такой товарищ необходимо для покорения российских просторов.
Пока звание российских народных автомобилей носят лишь дешевые в ремонте машины, а хочется, чтобы этот титул поскорее перешел к комфортным и экономичным машинам. Вроде «Йети».
В общем, нашей стране нужна туристическая «инспекция», которой, к слову, можно заниматься с использованием любого вида транспорта. Подойдет и поезд, и самолет, и легковушка, и велосипед, но мы бы с удовольствием путешествовали на автомобилях вроде «Йети». Который на самом деле никакой не интервент, а, скорее, инвентаризатор.
Источник: auto.lenta.ru