На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, запрещающий автомобильным компаниям рекламу машин, изображенных с большим количеством «допов», но при этом указывая базовую цену автомобиля. Такие рекламы, по мнению идейных инициаторов проекта, вводят покупателей в заблуждение.
В России законодательство в сфере рекламы не особо развито, что освобождает автокомпании (и не только их) от ответственности при продвижении своих товаров. Депутаты «Справедливой России» решили немного побороться и изменить сложившуюся ситуацию, выдвинув на рассмотрение Госдумы законопроект «О внесении изменений в федеральный закон «О Рекламе»».
В соответствии с документом, автопроизводители на своей рекламе о продаже автомобилей должны указывать ценник, соответствующий оснащенности, внешнему виду публикуемого транспортного средства. Таким образом, на всех рекламных предложениях должны быть указаны исключительно реальные цены автомобилей в представленных на экране (плакате или другом виде рекламы) комплектациях. Таким образом, в соответствии с проектом на красивых изображениях машин должны быть указана реальная стоимость демонстрируемой модели, а не базовой модификации, которая, как правило, ниже на сотни тысяч рублей.
Издание «Известие», ссылающееся на текст законопроекта, сообщает, что при использовании фото или видео в рекламных целях, опубликованных в средствах массовой информации, не допускается:
— указывать стоимость автомобиля, не соответствующую экстерьеру демонстрируемого транспортного средства в данном рекламном предложении о продаже автомобиля
— указывать нефиксированные ценовые характеристики автомобилей, представленных на рекламных площадях.
Идейный инициатор проекта Михаил Сердюк отмечает, покупатель должен получать достоверную информацию о рекламируемом автомобиле, будь то его цена, комплектации, потребительские свойства, ассортимент. Многие из нас знают, что на рекламируемых площадках указывается минимальная цена комплектации определенной марки, в свою очередь фактическая цена демонстрируемой модели значительно выше указанной в рекламе, что вводит покупателей в заблуждение.
В частности, демонстрируемый в рекламе автомобиль может быть представлен с системой навигации, с панорамным люком, полным приводом, автоматической коробкой передач, системой мультимедиа с сенсорным экраном, а на рекламе указана стоимость базовой версии, не включающей все перечисленные опции.
Депутат «Единой России» Лысаков Вячеслав, поддержавший идею, отмечает, что для привлечения потребителей «приятными ценами», автокомпании рассчитывают даже на покупателей других регионов, которые, просмотрев рекламу, готовы ехать в другой город. Каково же их разочарование, когда по приезду выясняется, что автомобили продаются по совершенно иным ценам.
Опираясь на собственную практику, юрист общества защиты прав потребителей Фролов Олег, уверен, что такой законопроект просто необходим в России. Множество потребительских споров связано именно с приобретением автомобиля. Автопроизводители указывают либо стоимость базовой модификации, либо цену без НДС. В частности, если в рекламе указаны слова «цена от …», то здесь можно сослаться на оплошность покупателя. Если же такой оговорки нет, то потребитель в праве потребовать либо автомобиль по разрекламированной стоимости, либо компенсацию за введение в заблуждение. По опыту юриста многие покупатели, мечтая о собственном автомобиле, подписывают договор, не посмотрев указанной цены, которые выше в 1,5 раза предполагаемой. Нынешние законы недостаточно защищают потребителя. И проект, ограничивающий свободу таких недобросовестных компаний, просто необходим.