Новые правила утилизационного сбора, о которых впервые стало известно в декабре 2017 года, были утверждены и вступят в силу уже 1 апреля 2018 года. Были сохранены размеры базовых ставок: за легковые автомобили – 20 000 рублей, за коммерческий транспорт (грузовики и автобусы) – 150 000 рублей. Главное – это изменение повышающих коэффициентов, которые определяют итоговую сумму сбора для конкретной модели машины и зависят от объема двигателя и возраста эксплуатации.
В некоторых СМИ говорится о том, что увеличение составило 15%, но это среднее значение, которое рассчитано по всем категориям автомобилей: легковые автомобили, грузовые машины, автобусы, спецтехника и прицепы. По некоторым из них либо вообще не было повышения, либо они не пользуются спросом, как, например, транспортные средства с электродвигателями. Рост ставок для самой популярной категории автомобилей с моторами объемом 1,0—2,0 литра составил 90%, это означает, что повышающий коэффициент вырастет с 2,21 до 4,2. Фактически за новую машину вместо прежних 44 200 рублей нужно будет отдать 84 000 рублей.
Аналогичное повышение касается и автомобилей с объемом двигателя свыше двух и до трех литров. На них предлагается взимать сбор до 126 тысяч рублей. Ставка увеличилась на 49%.
К категории автомобилей с объемом двигателя 1–2 л (малолитражные) относятся такие модели, как Skoda Rapid, Volkswagen Polo и Lada Vesta. С двигателями 2–3 л (среднелитражные) выпускаются Škoda Octavia, Volkswagen Jetta и Ford Kuga.
Для новых автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, изменения коэффициентов не произошло.
Эксперты отмечают, что подобный рост утилизационного сбора может привести к росту цен для новых автомобилей на 10-17%.
Появившаяся в декабре 2017 года информация о возможном росте сбора способствовала резкому увеличению импорта. По данным аналитической компании «АСМ-холдинг», за два первых месяца 2018 года было ввезено 31 570 новых и подержанных легковых автомобилей, что в 1,5 раза больше по сравнению с прошлым годом. В лидерах модели: Mercedes-Benz — 5000 шт., Toyota – 2500 автомобилей и Volkswagen — 2000 машин.
Первый раз ставки по утилизационному сбору индексировались в 2017 году, тогда Правительство повысило их на 65%, объяснив это снижением курса рубля и угрозой импорта в страну дешевых подержанных авто и подешевевших машин иностранной сборки.
Напомним, что утилизационный сбор был введен после вступления России в ВТО и представляет скрытый налог. Первоначально он распространялся только на автомобили, которые ввозились из-за границы, но потом под давлением Евросоюза его стали платить и компании, которые собирают машины на территории нашей страны. Этот сбор включается в цену машины и его оплачивает покупатель при покупке. Зарегистрировать авто в ГИБДД без предварительной оплаты утилизационного сбора невозможно. Для отечественных автозаводов и компаний, производящих машины на нашей территории, государство этот сбор компенсирует виде субсидий, но уже после его уплаты. Минпромторг в 2018 г. планирует выделить на них более 102 млрд. руб.
Доля импорта новых легковых автомобилей по разным оценкам колеблется от 14 до 17 процентов. В зоне риска находятся модели среднего и премиального сегментов, которые не собираются в России. Среди моделей, на которые может произойти рост цен, можно выделить:
В целом рост ставок по утилизационному сбору, скорее негативно повлияет на отечественный автомобильный рынок. По итогам 2017 года в России было продано 1,59 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 11,9% больше, чем в 2016 году. При этом комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) впервые за свою историю не смог дать прогноз на 2018 год из-за непонятной ситуации с утилизационным сбором.
Ожидаемый рост цен будет постепенным. В первом полугодии, вероятно, автопроизводители возьмут удар на себя. Поэтому тем, кто задумывается или планирует покупать иномарки следует сделать это сейчас и не откладывать свое решение в долгий ящик.
Большинство экспертов авторынка, считают, что итоговый рост цен, связанный с увеличением утилизационного сбора, будет соизмерим с повышением сбора. Расхождения отмечаются только по срокам, когда он произойдет.
Изменение утилизационного сбора для новых легковых автомобилей
Тип транспортного средства | Коэффициент расчета до 01.04.2018 | Сумма сбора до 01.04.2018, руб. | Коэффициент расчета с 01.04.2018 | Сумма сбора с 01.04.2018, руб. | Изменение, % |
Транспортные средства с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 1,42 | 28 400 | 1,63 | 32 600 | +15 |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя не более 1000 см³ | 1,42 | 28 400 | 1,65 | 33 000 | +16 |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 1000, но не более 2000 см³ | 2,21 | 44 200 | 4,2 | 84 000 | +90 |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 2000, но не более 3000 см³ | 4,22 | 84 400 | 6,3 | 126 000 | +49 |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3000, но не более 3500 см³ | 5,73 | 114 600 | 5,73 | 114 600 | 0 |
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя свыше 3500 см³ | 9,08 | 181 600 | 9,08 | 181 600 | 0 |
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя | 0,17 | 3 400 | 0,17 | 3 400 | 0 |