Мечтаете о спорткаре? Таком, чтобы был яркий, двухдверный, с большими выхлопными трубами и умел эффектно пускать дым со светофора? Но вот беда: рано или поздно придется справа возить жену, а на задних сиденьях – детей. Может, стоит присмотреться к «заряженному» универсалу Ford Focus ST? Мы решили проверить, сможет ли он дать столько же адреналина, сколько честное заднеприводное купе Subaru BRZ.
Subaru BRZ это автомобиль для одиночек. Жесткий, низкий и очень непрактичный. У купе всего два места (на задние сиденья даже младенца толком не усадишь) и куцый багажник с узким проемом. Разъезжать на таком идеально по маршруту «город – гоночная трасса». В такой автомобиль не то что семью – рослую девушку-то с трудом посадишь.
На сегодняшний день Subaru BRZ и его двойник Toyota GT86 – самые «живые» автомобили за относительно небольшие деньги. Но кайф от их вождения с лихвой окупает потраченную сумму.
Зато Ford Focus ST – самый утилитарный «горячий» автомобиль гольф-класса. И все потому, что в нынешнем поколении он доступен и с кузовом универсал. Никто из конкурентов из своих хот-хэтчей «сарай» так и не вырастил (кроме Skoda Octavia RS, которая появится позднее), а вот Ford – пожалуйста, берите хоть сейчас! Универсал ST не очень жесткий, а места – завались. Плюс можно ездить на дачу с ветерком: можно положить и лопаты, и рассаду, и коляски с велосипедами.
Но мы хоть и едем за город, но не на дачу, а на трек в Мячково. Будет ли переднеприводный 250-сильный «сарай» так же хорош на треке, как в хозяйственной составляющей?
Ford Focus ST гораздо более гражданский автомобиль, нежели Subaru BRZ. На нем хоть в мир, хоть в пир, хоть в добрые люди. А с кузовом универсал можно и на дачу, и в путешествие.
Впечатления после первой сессии по трассе – да ни за что! Купе Subaru BRZ менее мощное, чем ST, но нехватку пятидесяти сил оно частично компенсирует меньшей почти на два центнера массой. Но и это не главное. В Subaru гораздо больше спортивной злости. Все в этом автомобиле – и жесткая подвеска, и низкая посадка, и тяжелые педали – говорит о том, что на гоночной трассе он не чужак. Оппозитный мотор горланит на верхах. И иначе никак: как следует разгоняться BRZ умеет только после 4500-5000 оборотов на тахометре.
Ходы рычага коробки передач – короткие и четкие. Передаточные числа хороши для гражданской езды, но для Мячково они длинноваты – выше четвертой передачи не поднимешься.
Зато усилие и информативность рулевого управления выверены прецизионно. В каждом повороте возникает ощущение, что ты поворачиваешь не руль, а весь автомобиль целиком. Тормозов без проблем хватает на два-три быстрых круга. Подвеска хоть и жесткая, но энергоемкая, позволяет без опаски штурмовать мячковские поребрики.
Упругая подвеска Subaru BRZ позволяет с легкостью прыгать через поребрики на трассе Мячково.
Но это все детали. Главное – это то, какое удовольствие получает водитель от управления BRZ! С этим автомобилем водитель с первого же круга сливается воедино. Гнать на Subaru BRZ очень приятно, «держак» в поворотах – выше всяких похвал. Возникающий занос корректируется подсбросом газа или легким поворотом острой «баранки». Но если проспал начальную стадию – будь готов к развороту.
BRZ чрезвычайно радует своей отзывчивостью, своей мгновенной реакцией на действия водителя, своей академичностью заднеприводного поведения. Поэтому мы совсем не были удивлены превосходством по времени круга в первой сессии на треке над Focus ST.
Но почему всего одна секунда?
Переднеприводный Focus ST гораздо больше склонен к сносу, чем заднеприводный Subaru BRZ. Помогает подтормаживание левой ногой.
Ведь в Focus ST нет «хардкора». Его подвеска ощутимо мягче, и если купе Subaru почти неведомо слово «крен», то Focus ST низко кланяется каждому апексу. Правда, это не мешает ему резать поребрики наравне с BRZ.
Руль – еще более острый, чем у Subaru: всего 1,8 оборота от упора до упора. Но по усилию он не идеален: информативность неплоха, но чувствуется легкая синтетическая вязкость.
Баланс купе очень хорош, особенно в скоростных затяжных дугах. Там где Ford немного теряется и норовит закинуть заднюю ось, Subaru абсолютно стабилен.
Зато характер разгона у ST – более взрывной из-за накачанного турбостероидами мотора. Но «взрыв» частично обезвреживается передним приводом: Focus не может так эффективно преобразовать энергию мотора во вращение колес, как это делает заднеприводный Subaru.
Звук мотора поначалу нравится. Это не металлическое грохотание оппозитника, а басовитый, урчащий выхлоп. Особенно сочно получается у выпускной системы фыркать при смене передач. Но прислушавшись, понимаешь, что звук этот искусственно синтезирован: например, при перегазовке его не возникает.
Тащить BRZ в заносе – вот оно, настоящее счастье!
Настоящий бич Focus ST – выход из поворотов. Разгруженное переднее колесо срывается в пробуксовку даже при несильном нажатии на педаль газа: 360 Нм турбомотора – не шутка. А с включенной системой стабилизации, которая старательно имитирует блокировку дифференциала, электроника слишком уж душит двигатель. Зато правилу, требующему разгоняться только на прямых колесах, «Фокус» учит сразу: во все повороты приходится вкатываться, а ускориться на дуге почти невозможно.
Крены в поворотах у Ford Focus ST довольно велики. Одно из передних колес сильно разгружается, и весь огромный (360 Нм) момент уходит в дым. Этому автомобилю просто необходима полноценная блокировка дифференциала.
В Мячково «Фокусу» вполне хватает и трех ступеней – передачи здесь еще длиннее, чем у BRZ. Механизм переключения по гражданским меркам очень неплох, но после Subaru, конечно, кажется ужасно разболтанным. Тормоза не так выносливы, как у BRZ – «плывут» уже на втором круге.
Но Focus частично отыгрывается на прямых за счет большей мощности. Хотя секунда разницы с круга говорит о том, что одной «дури» недостаточно. С другой стороны, результаты очень близки, почему бы не попробовать еще раз?
Интерьер ST монументален. Крупные детали, хитросплетение линий и граней. От обычного «Фокуса» его отличают дополнительные приборы наверху передней панели, алюминиевые педали, ST-руль и рычаг коробки передач.
Subaru ставит круги с почти одинаковым временем, как штамповочный пресс. Лучшее время – 2:05.60. «Фокус» уже близок, но по-прежнему в проигрыше. А раз в поворотах на ST ловить нечего, будем совершенствовать разгон на прямых. Постепенно приходит понимание: турбомотор Ford явно скисает на предельных оборотах и крутить его до отсечки нет смысла. Значит, будем раньше переходить на повышенную и оттормаживаться перед поворотом уже с четвертой передачи. Попробовали – работает!
Максимальная скорость на прямой выросла. А с ней пришла и победа: в финальном протоколе Focus ST «выгрыз» у BRZ одну «десятку» – 2:05.50!
По сравнению с салоном ST интерьер BRZ – аскет. Гораздо проще материалы, минимум кожи, простенькие «крутилки» и кнопочки. Ничего лишнего. Все равно во время атаки поворотов на треке на это не обращаешь никакого внимания. А вот удобство посадки и чувство кокпита на гоночной трассе очень пригодится.
А ведь Focus ST еще и куда практичнее BRZ! Багажник универсала проглотил все наши вещи – а это несколько чемоданов, детский велосипед и гитара – с удовольствием удава, завтракающего мышонком. Не пришлось даже складывать спинку заднего дивана: можно еще и троих пассажиров посадить при желании.
Объем багажника Ford Focus ST Wagon – 476 литров. Это почти в два раза больше, чем у купе BRZ
Владельцу Subaru придется сложнее. Процесс упаковки багажа в японское купе напоминал собой игру «пятнашки» и чрезвычайно затягивался: постоянно приходилось менять местами некоторые «компоненты». Это при том, что идею разместить хотя бы половину груза в одном только багажнике мы отставили сразу: маловата кольчужка!
После складывания единой спинки заднего ряда (все равно бесполезного) дело пошло лучше. С горем пополам запихнули все, кроме велосипеда. Его взяли на буксир. Полученный результат удивил нас только одним: оказывается, можно и в малогабаритное купе запихнуть столько вещей. Но по удобству размещения и остаточному жизненному пространству Ford кладет Subaru на обе лопатки.
Чемоданы наваленные за передними сиденьями представляют собой изнутри устрашающее зрелище, поэтому самый большой мы решили катить рядом
Получается, что Ford Focus ST победитель нашего сегодняшнего теста? Может с ветерком перевезти «диван, чемодан, саквояж»? Нет вопросов! Победить на треке спортивное купе? Тоже пожалуйста! Но не все так однозначно.
«Сарай» от Ford – сочетание уникальной вместительности и скорости. Subaru – сочетание непрактичности и уникального чувства автомобиля. И вполне может оказаться, что это самое чувство для кого-то перевесит все плюсы Ford Focus ST Wagon. Поэтому не удивляйтесь, если увидите на улице Subaru BRZ с чемоданом в руке пассажира и привязанным сзади велосипедом!
Источник: motor.ru Автор: Дмитрий Кротов, фотографии Тимура Сабирова