Спасибо по-сербски – «хвала», с ударением на первом слоге. Таким образом, русское «поблагодарить» в некотором смысле идентично сербскому «похвалить». В Сербию мы и отправились выяснять, есть ли за что хвалить-благодарить создателей Ford Focus III в кузове «универсал».
Прошлый год стал для Ford Focus переломным. Третье поколение, производство которого на Всеволожском заводе стартовало в июле, превратилось в своеобразный оселок – на нем правилась и доводилась любовь россиян к легендарной модели. Испытание пройдено успешно. «Фокус» сохранил свое место в тройке лидеров рынка, несмотря на то, что излюбленные отечественным покупателем седаны появились только осенью. Притерпелись, надо полагать, и к новым ценам, и к новому дизайну. В январе семейство пополнилось и универсалом.
Уже примелькавшийся в России, на балканских серпантинах Ford Focus выглядит чужеродным, почти инопланетянином. На фоне пожилых сербских скал кинетический дизайн – особенно кинетичен, но сейчас не время для уже знакомых деталей.
17-дюймовые колесные диски и тонировка задних стекол – опция даже для комплектации Titanium. Стоит пакет Style Titanium 9 000 рублей
Забывая о трехсоставном переднем бампере и прихотливой головной оптике, скользим взглядом вдоль плавно сходящихся линий, той, что под окном, и той, что над потолком. Как и положено универсалу, Focus Wagon наделен почти прямой в задней части линией крыши, но это «почти» оказывается ключевым: универсал получился вполне динамичным.
Его не портит даже слегка тяжеловесная корма, удлинившаяся по сравнению с хэтчбеком на 19 см. Задние фонари распластаны по крыльям, а не по стойкам, как в прошлом поколении – общая черта семейства. При этом они, к счастью, больше напоминают бумерангоподобную оптику седана, чем «кляксы» хэтчбека, и выглядят еще более залихватски. Плюс легкий акцент спойлера – этакая крышечка-»циркумфлекс» над буквой W… Форма не в ущерб содержанию.
Задние фонари переехали со стоек на крылья. Удачное дизайнерское решение, которое в межсезонье может оказаться не слишком практичным.
Удачно замаскировав свою утилитарную сущность, Ford Focus Wagon перестал ее стесняться. В борьбе за максимальное количество багажных литров создатели универсала не только нарастили ему задний свес, но и предприняли несколько более весомых шагов. В частности, переработали компоновку задней подвески, изменив точки крепления амортизаторов: они теперь устанавливаются более вертикально, а колесные арки не так явно выпирают в салон.
Если забраться в багажники пятидверных «Фокусов» с рулеткой, то можно выяснить, что расстояние между арками в грузовом отсеке универсала превышает аналогичное у хэтчбека на 12 см. Кроме того, универсалы комплектуются не полноразмерным запасным колесом, в отличие от седанов и хэтчбеков, а по-европейски – «докаткой», что позволило еще на чуть-чуть опустить уровень пола багажного отсека. А вот систему трансформации задних посадочных мест универсал целиком перенял у хэтчбека. Чтобы добиться ровного пола при сложенной спинке заднего дивана, сначала придется откинуть подушку.
Спинка заднего дивана в универсале раскладывается по частям, образуя ровный пол. Но чтобы этого добиться, придется повозиться, откидывая подушку. Порадовали ровные стенки грузового отсека.
Итогом всех вышеперечисленных мероприятий стали не только впечатляющий грузовой объем, но и исключительное удобство его использования. Сербский крестьянин, в поте лица выращивающий на каменистых склонах свой виноград, сможет, собрав урожай, заполнить багажник универсала полутора тысячами литров терпкого горного вина. В почти квадратный проем огромной двери можно запросто вдвинуть и холодильник, если придет нужда – и там же воткнуть его в розетку. Вольготнее стало и задним пассажирам. Втроем на втором ряду сидений будет по-прежнему тесновато, но благодаря приподнятой крыше воздуха над головами ощутимо прибавилось.
Характер против характера
Для Ford Focus Wagon доступны те же самые силовые агрегаты, что и для остальных членов семейства, начиная с 85-сильного Duratec объемом 1,6 л. Однако для путешествия по Балканам организаторы предложили только универсалы с двухлитровыми двигателями – 150-сильным бензиновым и хорошо знакомым дизелем Duratorq, развивающим 140 «лошадей» и 320 Нм крутящего момента. Бензиновый мотор, несмотря на приличную, в общем-то, энерговооруженность, особо ярких впечатлений о себе не оставил. Не слишком эластичный, не слишком отзывчивый, любителей активной езды он вынуждает чаще, чем хотелось бы, орудовать рычагом пятиступенчатой механической коробки. Ему, в общем-то, не особо интересны ни красоты сербской природы, ни тонкости сербской кухни. Всем развлечениям мира он предпочитает сиесту, пробуждаясь от дремы к середине рабочего диапазона, и то если его настойчиво об этом попросить.
Ford Focus Wagon с двухлитровым бензиновым двигателем превосходит коллег в динамике, а у дизельной версии – самая большая максимальная скорость, 205 км/ч.
Как ни странно, именно с этим двигателем Focus Wagon оказывается самым динамичным, слегка превосходя в паспортном упражнении «разгон до сотни» даже своего дизельного собрата: 9,4 секунды против 9,7 у дизеля с «пауэршифтом». Тем не менее, все 150 «лошадей» этого мотора предпочитают спокойное, ровное передвижение без резких ускорений и торможений. Режим Eco Mode, в котором бортовой компьютер подсказывает моменты смены передач для максимально экономичной езды, здесь воспринимается вполне уместно.
Дизель – совсем другое дело. Петляя по горным дорожкам, я укрепился в мысли, что прибыл на Балканы именно ради этого двигателя. Вполне сравнимый по вибронагруженности и акустическому комфорту с бензиновым мотором, двухлитровый Duratorq оказался куда азартнее. Он гораздо живее, чем бензиновый собрат, реагирует на манипуляции с педалью газа, а преселективный «робот» PowerShift перебирает передачи достаточно расторопно для того, чтобы не сбивать настроение заметными паузами. Склонность коробки к задумчивости проявляется лишь в момент, когда требуется скинуть сразу две-три передачи, но задержки в подобных ситуациях можно минимизировать с помощью спортивного режима. Есть у «робота» некий намек и на возможность мануального переключения, однако лишь намек: перебирать передачи предлагается качающейся клавишей на рычаге КПП. Столь же оригинально, сколь и неудобно, и годится, пожалуй, только в качестве разового развлечения.
Интерьер универсала ничем не отличается от салонов седана или хэтчбека. Все та же разноголосица отделочных материалов и выверенная эргономика. Кстати, опциональная система голосового управления дополнительными функциями теперь понимает русский язык.
Обидно, что самый драйверский (и самый скоростной, кстати) тандем оказался и самым дорогим: дизельный универсал присутствует на российском рынке только в топовых комплектациях Trend Sport и Titanium, самая доступная из которых оценена в 872 000 рублей. Впрочем, прекрасным шасси Ford Focus оснащается в любой комплектации.
Сербский язык оперирует сразу двумя алфавитами, кириллицей и латиницей. Чтобы общаться с сербом, не зная языка, придется активно помогать себе руками – общность славянских корней тут не поможет. А вот надписи на сербской кириллице можно понимать едва ли не интуитивно, выхватывая глазами почти родные буквосочетания. Для поиска общего языка с «Фокусом» мозг тоже лучше отключить: с универсалом можно общаться при помощи вестибулярного аппарата.
Язык жестов
Благодаря перенастроенной задней подвеске Focus Wagon, быть может, более остро реагирует на нюансы дорожного покрытия, но запаса энергоемкости на горные неприятности хватило вполне. Более того, «зевнув» однажды нужный поворот, мы с коллегой случайно углубились в совсем уж сельскую местность, где рабочие как раз готовили дорожное полотно к замене. Проще говоря, в некоторых местах асфальт был содран до основания, и, как водится, места эти возникали под колесами совсем неожиданно. Благодаря такому импровизированному дополнению к маршруту мы убедились, во-первых, в способности подвески «проглатывать» основательные выбоины, и, во-вторых, в устойчивости универсала к резким перестроениям.
На извилистых горных дорожках даже такой утилитарный в целом автомобиль, как Ford Focus Wagon, чувствует себя в своей стихии. Энергоемкая подвеска позволяет особо не заострять внимание на нюансах покрытия.
За движениями довольно короткого руля Focus Wagon следует, как нитка за иголкой. Или, если хотите, как популярная в этих краях овечья пряжа – за веретеном. Электроусилитель, примененный, по большому счету, ради экономии топлива, обеспечивает достойный уровень взаимопонимания – именно поэтому отыскивать предельный уровень боковых перегрузок на универсале оказалось очень интересно. Несколько сотен километров в обществе Focus Wagon подтвердили ожидания, с которыми я отправлялся на эту встречу: самый утилитарный «Фокус» проявил себя ничуть не менее цельным и собранным, чем хэтчбек, от которого он, впрочем, почти не отличается по весу и лишь слегка превосходит по высоте. Универсал получился действительно универсальным – ради достойного грузового отсека в Ford не стали жертвовать ни яркой внешностью, ни интересными ездовыми повадками. И за это создатели «вагона» вполне заслуживают благодарности.
Багажник у Focus Wagon получился очень удобным, с просторным проемом и небольшой погрузочной высотой.
По подсчетам фордовцев, в прошлом году доля универсалов среди всех «Фокусов», приобретенных в России, составила только 10%. Насколько популярным окажется нынешний Focus Wagon, пока неизвестно, но после горных балканских серпантинов можно с уверенностью говорить – все необходимые задатки у него есть. Тем более, что самый доступный «универсальный» Focus оценен в относительно скромную сумму – 634 000 рублей. Но не стоит забывать, что в этом случае речь идет о самом тихоходном, 85-сильном варианте с 5-ступенчатой механической КПП и комплектации Trend.
Что в нее входит? Самое необходимое: ABS, ESP, две подушки безопасности, передние электростеклоподъемники, удобный бортовой компьютер, аудиосистема с 6 динамиками и кондиционер. 105-сильная версия чуть подороже – 646 000 рублей, 125-сильная оценена минимум в 670 000 рублей, ну а за Focus Wagon с «роботом» PowerShift придется выложить самое малое 681 000 рублей. Отсчет стоимости ближайшего конкурента – Opel Astra Sports Tourer – начинается гораздо позже, с отметки в 709 500 рублей за 115-сильную модификацию Essentia, где уже четыре подушки безопасности, но кондиционер доступен только за доплату…
Дизельный универсал – отличный выбор для автомобильных путешествий. Динамичный, азартный, просторный… и самый дорогой.
В комплектации Trend предлагаются и универсалы с двухлитровым 150-сильным бензиновым мотором, снабженные как 5-ступенчатой «механикой», так и 6-ступенчатым «роботом». Цены – 701 000 рублей и 733 000 рублей соответственно.
Двигатель, минимально доступный в более нарядной комплектации Trend Sport – 125-сильный 1,6-литровый мотор. Эта модификация отличается от предыдущей такими приятностями, как, например, боковые подушки безопасности, литые колесные диски R16, подогрев передних сидений (сами сиденья, к слову, заменены на спортивные) и противотуманные фары. Такой Focus Wagon с двухлитровым мотором стоит уже как минимум 757 000 рублей, но на этом уровне становится доступен и дизельный агрегат – за универсал на тяжелом топливе дилеры попросят минимум 872 500 рублей. Цифра, безусловно, впечатляет, но из сопоставимых конкурентов похожий двигатель предлагает только Skoda Octavia Combi, и стоит она миллион рублей без одной тысячи в средней комплектации Elegance.
Но ведь есть еще и уровень Titanium! Это, определенно, заявка на роскошь: и двухзонный климат-контроль, и множественная светодиодная подсветка, и диодная задняя оптика, и кнопка запуска двигателя… От 738 500 рублей до 897 000 рублей. Но даже на этом уровне придется доплачивать за рейлинги, более качественную отделку салона (кожа/ткань), задний парктроник (или автоматический парковщик), ксеноновый головной свет и много чего еще – список опций у Ford Focus лишь немногим короче творений знаменитого сербского писателя Милорада Павича.
Источник: Авто.Вести.Ru Автор: Дмитрий Елизаров Фото: Авто.Вести.Ru