Калина цветет в конце мая-начале июня, а плодоносит в августе-сентябре. То есть на сбор урожая природой выделено максимум два месяца. Но это лишь в случае калины обычной, натуральной. «Калина» тольяттинская плодоносит гораздо дольше — три года. В мае 2005-го появились первые «ягоды» с кузовом «седан» и 1,6-литровым мотором, а последние плоды этого семейства — универсалы — созрели лишь к апрелю 2008-го. И теперь, наконец, модельный ряд «Калины» можно назвать полным. Три кузова, два двигателя, три комплектации. А среди оборудования появились никогда не встречавшиеся на вазовских автомобилях антиблокировочная система тормозов и кондиционер.
На самых новых «Калинах» — универсалах в топовой комплектации мы совершили небольшой автопробег по Казахстану: из Алма-Аты — бывшей столицы этого государства — в нынешнюю, Астану. Почти полторы тысячи километров, асфальтовые и грунтовые дороги, ночевка в юртах на берегу озера Балхаш, южное солнце и до сих пор не растаявший снег. Обо всем этом читайте… Да что там мелочиться, читайте прямо сейчас!
Из Москвы до Алма-Аты (или Алматы, как теперь называют этот город) лететь около четырех часов. Регулярные рейсы совершают две авиакомпании — Transaero и Air Astana. Пользоваться «Трансаэро» не советую никому, потому что полет очень напоминает пребывание в камере для административного ареста со стюардессами-надсмотрщицами. Air Astana, как говорили коллеги, намного лучше, но ее рейсы нам к сожалению не подходили по времени.
Итак, мы в Алма-Ате. Город зеленый, чистый, а его панораму дополняют снежные вершины северного хребта Тянь-Шаня. Несмотря на то, что президент, правительство и другие органы государственной власти уже 11 лет как переехали в Астану, Алма-Ата остается самым крупным и самым «продвинутым» городом Казахстана — культурной и финансовой столицей республики.
Вот только погулять по Алматы нам не удалось. Почти сразу после прибытия в аэропорт мы получили короткий инструктаж, сели в «Калины» и отправились на север, в Астану.
«Черт вас возьми, степи, как вы хороши!» — писал Гоголь в «Тарасе Бульбе». Многие из нас повторяли слова классика в школьных сочинениях и, ни разу в жизни не побывав в степи, полюбили ее. Вот и я, отправившись в Казахстан, ожидал встретиться с гоголевской природой, увидеть просторы, которые «чем далее, тем становятся прекраснее»…
Не учел я одного, но при этом самого существенного обстоятельства. Гоголь писал про Украину, а не про Казахстан. И выехав из Алма-Аты, мы встретили природу не столько гоголевскую, сколько чеховскую: «Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски… Как душно и уныло!»
«Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и — опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи… Но вот, слава богу, навстречу едет воз со снопами».
За сто лет, прошедших с чеховских времен, мало что изменилось. Вместо воза со снопами — встречные автомобили, которые появляются столь же редко. А к сусликам, бурьяну и птицам добавились… пластиковые пакеты и бутылки. Сильный ветер разносит мусор на десятки километров, и теперь он стал неотъемлемой частью степного пейзажа.
Дорога из Алматы в Астану почти прямая. На юге это трасса «среднероссийского» качества, с просевшим асфальтом, колейностью, ямами и миллионом заплат, которые как годовые кольца, выдают ее возраст… А на севере, ближе к столице — асфальт идеально ровный, со свежей разметкой и хорошей обочиной.
Справа и слева — бескрайние степные просторы, среди которых изредка встречаются небольшие аулы. Какое-никакое разнообразие пейзажу добавляют статуи диких животных на обочине (зачем их устанавливают, узнать нам так и не удалось) и ржавые кузова легковушек, грузовиков и автобусов в 300-500 метрах от дороги. Местные жители говорят, что водители этих машин заснули за рулем…
Универсал по габаритам не отличается от седана (длина 4040 милллиметров), а по массе превосходит другие модификации лишь на 30 килограммов (1110 вместо 1080 у седана и хэтчбека). И, как нам показалось, по ходовым качествам он практически не отличается от машин, на которых мы ездили в Карелии . Вкратце, главные достоинства «Калины» — потрясающая энергоемкость подвески и неплохая плавность хода. Это как раз то, что требуется на «немосковских» дорогах.
К сожалению, первая партия универсалов с кондиционерами была оснащена старыми восьмиклапанными моторами объемом 1,6 литра. И нам во время автопробега пришлось мириться со всеми недостатками этого двигателя — он шумный, не любит высоких оборотов и, по сравнению с 1,4-литровым агрегатом, довольно прожорлив. Зато, говорят вазовцы, он намного менее требователен к качеству топлива. И для пробега по Казахстану это очень важное качество.
С «утилитарной» точки зрения от хэтчбека универсал отличается лишь объемом багажника — 350 литров вместо 235 при разложенных задних сиденьях и 650 (до оконной линии) при сложенных.
Наконец, на «Калине» появился кондиционер. Его компрессор приводится ремнем с механическим регулятором натяжения (скоро будет автоматический) и работает на хладогенте R134A, который не разрушает озоновый слой. Вместе с кондиционером в обязательном порядке устанавливается электрический привод заслонки отопителя, датчик температуры в салоне, новый радиатор системы охлаждения двигателя и два электровентилятора под капотом.
В южном Казахстане, где днем светит обжигающее солнце, а ночью от холодного ветра не спасают даже две куртки, надетые одна на другую, от машины требуется, чтобы… Чтобы у нее был кондиционер и мощный отопитель. На «печки» отечественных машин мало кто жаловался, а вот кондиционеры на ВАЗе ставить только начали.
Формально, никаких нареканий в адрес климатической установки у нас не возникло. Нажимаешь кнопку на центральной консоли — кондиционер включается, а из дефлекторов поступает холодный воздух. Нажимаешь еще раз — он выключается. Есть, правда, занятные мелочи. К примеру, клавиша включения кондиционера оснащена световой индикацией, однако эта индикация не работает, потому что в «Калине» пока нет соответствующих… то ли проводки, то ли концевика.
Чтобы экономить топливо, электроника то включает, то выключает муфту кондиционера. На охлаждении салона это никак не сказывается, а вот обороты двигателя на холостом ходу постоянно скачут… С этим, как обещал главный конструктор машины Василий Батищев, в Тольятти тоже скоро разберутся.
Один из коллег подметил, что автомобильное путешествие из Алма-Аты в Астану точнее всего можно описать фразой «а когда бы еще»… Действительно, в моих планах такой поездки не было, и вряд ли бы она там появилась. Зато я очень рад, что принял участие в степном рейде, и теперь могу рассказать несколько интересных вещей:
Многие экс-республики СССР за последние годы «подредактировали» собственные карты. Переименованы многие города, улицы… И теперь Алма-Ата называется Алматы. Как выяснилось, это совсем не перевод с «русского» на «казахский» и даже не возврат к историческому названию. Дело в том, что слово «Алма-Ата» в 20-х годах придумали советские чиновники, и на казахском оно звучало, мягко говоря, нескладно — «Яблоко-дед». А вот «Алматы» звучит вполне по-казахски и означает «яблоневый».
Озеро Балхаш, на берегу которого мы ночевали в юртах — это одно из самых больших озер в регионе. Проливом оно делится на две части — глубоководную соленую и мелководную пресную.
Когда мы въехали в Караганду, одному из коллег, у которого были проблемы с роумингом, позвонили из службы поддержки «Билайн». Естественно, оператор задал вопрос: «А вы сейчас где?». «Вы не поверите, но в Караганде», — ответил мой знакомый.
Город Темиртау — это совсем не то место, где хочется жить.
Недалеко от Астаны в степи до сих пор лежит снег, а на деревьях еще не появились листья. Деревья, кстати, мы встречали лишь в городах, где они высажены человеком. Вне городов самое распространенное «растение» — телеграфный столб.
За городом казахские водители ничем не отличаются от российских. Ну, разве что едут быстрее — не меньше 100 километров в час. А вот в городах, особенно в Алма-Ате и Караганде — сразу видно, что ты находишься в Азии. Там мало кто соблюдают разметку, и участники дорожного движения постоянно сигнялят друг другу. Мы пытались вычислить алгоритм, по которому они пользуются клаксоном, но так и не смогли. В итоге решили бибикать когда в голову взбредет.
В Астане водители ездят гораздо спокойнее и правильнее, чем в других городах Казахстана. А за порядком следят «полицыясы» (так написано на их форме) на китайских «Фольксвагенах». Следят очень тщательно, например один ДПС-ник около двадцати минут в громкоговоритель требовал от «водителя Митсубиси 317» подойти к своей машине. Мы поинтересовались, зачем, и получили ответ: «не под тем углом к тротуару стоит, пусть правильно встанет».
«Калина-универсал» в зависимости от комплектации стоит от 247 до 297 тысяч рублей.
Источник: auto.lenta.ru
Фото Ленты.Ру